Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

portal info

ТРАДИЦІЙНА КУЛЬТУРА В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ: ЗБЕРЕЖЕННЯ АВТЕНТИЧНОСТІ ТА РОЗВИТОК КРЕАТИВНИХ ІНДУСТРІЙ

Харків – європейське місто

 

Традиційна культура європейських країн

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Календарь событий

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт http://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)
A+ R A-
Рейтинг статьи:

Семенов Владлен Трофимович - резьба по камню

E-mail Печать

Семенов Владлен Трофимович

Semenov V T

Родился в 1940г.  в   г.Полтаве.

После  окончания  Харьковского  инженерно-строительного  института  в 1968 г.  работал   архитектором  в  институте  “Промстройниипроект”,   главным   архитектором   ГипроНИИавиапрома.

С  1982  по  1994 гг.  главным  архитектором   города  Харькова.

С  1975  по  1985 гг.  возглавлял  Харьковскую  организацию  Союза  архитекторов  Украины.

В  настоящее  время  -  заведующий  кафедрой  градостроительства  Харьковской  национальной  академии  городского  хозяйства.

Кандидат  архитектуры,  профессор,  заслуженный  архитектор  Украины,   Лауреат  Госпремии  Украины  в  области  архитектуры,   действительный  член  Украинской   Академии    архитектуры,  член  экспертного  совета  Международной   Ассамблеи  столиц  и  крупных  городов  (МАГ   Г. Москва,  РФ). 

Созданию коллекции Геммы-Образы посвятил более 40 лет. Некоторые работы находятся в частных коллекциях Украины, России, США, Германии, Греции, Франции.

Архитекторы СНГ, специалисты знают Владлена Трофимовича давно как талантливого архитектора, более 12 лет работавшего главным архитектором Харькова, председателем правления Харьковского Союза архитекторов Украины, членом правлений  Союза архитекторов и Совета главных архитекторов столиц и крупных городов СССР.

Сейчас он является заведующим кафедрой «Градостроительства» Харьковской национальной академии городского хозяйства, под его руководством и участии выполнены многие программы и городские проекты по развитию крупных городов, включая их генпланы, реформирование ЖКХ и стратегическое планирование. Но, его произведения «Геммы-образы»  вызывают удивление. Ведь начало искусства глиптики, искусства резьбы по  камню, теряются в глубине веков. Достаточно развитым оно предстаёт на Востоке и в Эгейском мире в IV-III тысячелетии до н.э. Видимо, глиптика была одним из древнейших ремёсел, известных человеку. Возможно, находя естественно окатанные водой сверкающие камешки на берегу моря, в пойме рек или в расщелинах гор, люди на самой заре человечества обратили внимание на их ни с чем не сравнимую красоту, чистые, яркие тона, блеск и игру граней. Такие камни могли служить украшениями, к этому прибавилось суеверное почитание этих необычных минералов. Их оптические, электрические и магнитные свойства, замеченные древним человеком, породили веру в сверхъестественную силу камней. Так они превратились в амулеты. Древние стали вырезать на их поверхности определённые знаки и изображения, считая, что это увеличивает их жизненную силу.

Но он пошел значительно дальше даже искусства создания инталий и камей не только на камне, кости, раковинах и дереве. Ему удалось, не нарушая абрис, контуры обычной гальки, а только использовав ее текстуру, изломы, трещинки открыть «душу камня», сделать его выразителем эмоций, или, наоборот, вызвать ассоциацию с историческими или былинными образами. Как же это у него выходит, «где начало удивительного творчества?»

«Всем в мире движет любовь и разум»

Автор как сейчас помнит тот миг, когда впервые увлекся резьбой по камню, хотя прошло уже более 40 лет. «Вижу себя на берегу реки Стрый ( г. Старый Самбор Львовской области), где я был на военных студенческих сборах в июле 1966 года. Моя Леночка, жена, тоже студентка в это же время проходила архитектурную практику во Львове, почти рядом, каких-то 150-200 км. Хотелось увидеться, но надо было не только уйти «в самоволку», но и явиться не с пустыми руками. Брожу по засыпанному галькой берегу реки, думаю. Смотрю, и на одном из маленьких камешков вижу лицо моей Лены. Пару дней я рисовал с помощью ножа образ любимой, а на обратной стороне — дарственную надпись, отверстие просверлил гвоздем, леска – кулон-подарок готов.

Далее, уже в Крыму, где-то в 1967-68 годах я ножом и скальпелями сделал из камушков несколько гемм. Позже, отдыхая на побережье Черного моря в разных местах (Гагра, Сочи, Геленджик, Коктебель и др.) я ежегодно из отпуска привозил 20-22 геммы. Нередко устраивал там же импровизированные выставки и обязательно в ноябре-декабре отчет в Доме архитекторов Харькова.»

Затем почти пятнадцатилетняя пауза. Диссертация, общественная работа, руководство архитектурным управлением города надолго отвлекли мастера от его «каменного искусства».

К геммам он вернулся когда, по его словам, пришло время «собирать камни».

О творчестве — из первых уст

 

В 2006 году я перебрал десятки килограммов привезенных отовсюду камней и понял – надо продолжать и дальше заниматься глиптикой, 5-7 гемм в месяц. Соревнуюсь сам с собой.

Как-то разложив все сделанные геммы на столе, а их более 250 штук, я увидел, что они очень разные. Да, это камень, да грусти вековой у них много, но некоторые из них обладают своей философией, умением вызвать эмоции, достучаться до разума, заставив что-то вспомнить или помечтать. Сгруппировались они в пять классов, затрагивая не только былинно-исторические, литературные творения человечества, но и декларируя людские чувства и эмоции. При этом явно угадываются не только представители тех или иных мест на планете, но и своеобразно показаны наиболее трагические моменты исторических людских деяний.

Немаловажным является тот факт, что каждой гемме я даю имя, а параллельно для именного камня подбираю и литературную версию.

Мне кажется, что такая триада, как зрительный образ, имя и литературное сопровождение, поможет посетителям выставок пройти хотя бы частично тот путь, которым иду я, выявляя душу камня.

Поэтому я пока экспонирую 250 гемм в коробках под стеклом, как бабочек. Конечно, камни смотрятся хорошо, т.к. выполнена подсветка, а фоном служит бархат. Но удивительным образом камни, а точнее образы заключенные в них, стремятся друг к другу. Это какая то мистика.  Но так  возникли «Кипчаки», «Осень», «Мафиози», «Космические сестры» и т.д. Кроме того, сейчас я создаю отдельные композиционные группы малой скульптуры, состоящие из 3 и более камней, которые экспонируются как отдельная композиция. Это «лихие 90-е», «Валюта»,  «Двуликие» и т.д.

Интересными получаются и коллажи, когда камень размещается на фоне той среды и времени, которые были свойственны персонажу. К примеру «Коррида», «Поручик Ржевский», «Нерон», «Батый» и т.д. Я могу бесконечно долго рассказывать как шлифовалось мастерство, постигалось умение более щадящего обработки камня с сохранение его первозданности.

Такие камни, как малахиты, агаты, мрамор, яшмы, ониксы, в глубоких пластах которых хранятся созданные природой узоры, обладают богатейшими возможностями раскрытия своего художественного содержания. При соответствующей обработке они искрятся семицветной радугой, создавая неповторимые пейзажи или аллегорические сценки, сохраняя при этом свою красоту.

Значительно сложнее «вдохнуть дух» в обыкновенную, на первый взгляд, ничем не примечательную гальку, щедро усеивающую морские пляжи. Лишь вглядевшись, можно почувствовать гипнотический дар воздействия этой шуршащей, изменчивой массы, прошедшей обработку време­нем и движением. И возникает азарт перепробовать, перечувствовать всю палитру внутренних состояний, вызываемых тысячами рисунков, красок и оттенков таких ранее  неприметных серых камешков.

Но те,  на которых остановился мой  взгляд, поражают разнообразием, ведь они живут своей внутренней жизнью, скрытой от глаз непосвященных. Нередко эта, неприглядная с виду галечка вдруг откроет свою душу и Вы вместе со мной убедитесь, что образ, скрытый в ней, олицетворяет легендарную суть того места, родом откуда этот невзрачный с виду камушек. Галечка с побережья Абхазии не похожа на своих братьев и сестер с пляжей Геленджика, Коктебеля, тем более на камни, щедро обрамляющие берега рек Карпат или Дальнего Востока. Камушки у подножья сурового, мирнодремлющего вулкана  Кара-Дага и сегодня несут в себе отзвуки давних извержений. Надо уметь разговорить камень, почувствовать его душу. И я это делаю давно  и с большим удовольствием.

Живые образы в окаменевшем теле

Широкая эрудиция, фантазия художника, умение разглядеть в камне разнообразие персональной скульптурной миниатюры — от исторических лиц, литературных персонажей до гротескно увиденных образов современности, уверена вызовут у зрителей необузданное, ностальгическое желание перелистать страницы, воскресить в памяти литературные произведения великих русских поэтов и писателей — А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Н.А.Некрасова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева — наших современных и зарубежных писателей.

И образы поистине оживают, становятся зримыми и осязаемыми: вот Карменсита с «загорелой  красотой на щеках и на груди» идет, приковывая взгляды мужчин; а вот гордый и храбрый предводитель горцев Дагестана Шамиль: «без жалоб трудный выдержит поход, он - как гранит его родных высот».

Они, безусловно, открывают некоторые штрихи самого автора как личности: раскованность мышления, легкость ассоциирования, упорство, настойчивость, целенаправленность. И, конечно, необходимо, обладать воображением, которое всегда с нами - только нужно быть открытым для восприятия прекрасно: разнообразить, обогащать себя – и тогда, несомненно, творчество «размоет чересчур острые грани бытия», наполнит возвышенным смыслом нашу жизнь.

Сальвадор ДалиНой НачалоСахара -1

 

 

e-max.it: your social media marketing partner