Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

portal info

logo

ТРАДИЦІЙНА КУЛЬТУРА В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ: ЗБЕРЕЖЕННЯ АВТЕНТИЧНОСТІ ТА РОЗВИТОК КРЕАТИВНИХ ІНДУСТРІЙ

Харків – європейське місто

 

Традиційна культура європейських країн

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Календарь событий

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт http://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Отдел исследования и возрождения декоративно-прикладного искусства и выставочной деятельности

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 4 шт. )

Девочки, бабушки, палеолитические бабы, даже пламя и эйфория, – все это женские образы в скульптуре

E-mail Печать


Виставка скульптури Несколько десятков женских образов представили семь харьковских скульпторов на выставке «О ней...», которая открылась 27 марта 2014 года в Областном центре культуры и искусства. На что только не вдохновляют женщины: от реализма до абстракции, от драматизма до детской веселости, - безусловно, лучшая в Украине современная харьковская школа скульпторов в данной экспозиции показала и преемственность поколений, и свежий взгляд на привычные вещи.

На выставке, посвященной раскрытию женских образов в пластике, можно увидеть работы мэтров харьковской скульптуры, таких, как Феликс и Людмила Бетлиемские, Катиб Мамедов, Олег Шевчук, а также молодых талантливых скульпторов: Любови Якименко, Александра Фролова и Александра Яценко.

Поиск новых пластических идей, углубленное переосмысление классической традиции в условиях постмодернистской цивилизации рождают многообразие художественных приемов. При этом харьковские скульпторы избегают банальности, ангажированности, технократии, противопоставляя этому естественность, чувствительность и изысканность.

Олександр Фролов (справа) Виставка скульптури Трогательные бабушки заставляют задуматься о вечном

Безусловно, поражает серия скульптурных изображений бабушек, в образах которых чувствуется глубинный драматизм, трогающий за душу до слез. Глядя на них, понимаешь, что так передать сильные переживания может только познавший многое в своей жизни скульптор. Каково же удивление, когда видишь автора: 23-летний Александр Фролов еще учится на 4-м курсе Харьковской академии дизайна и искусств. Однако у него уже более полусотни работ. Говорит, что идеи возникают в его душе одна за другой и требуют реализации быстрее, чем он может их воплотить в материал (бронзу, дерево или гипс).

«Композиции рождаются внутри меня, не дают ни о чем другом думать, и днем, и ночью грызут за душу, пока я не воплощаю их хотя бы в пластилине, - делится творческими мотивами Александр Фролов. – Меня многие спрашивают, почему ты такой молодой, и вдруг – такие глубоко драматические темы. Дело в том, что меня интересуют те люди, у которых что-то в жизни происходит, которые находятся между жизнью и смертью. У меня нет задачи, просто доставлять какую-то радость, моя миссия – заставить зрителя задуматься. Мои работы интеллектуальны, то есть несут смысловую нагрузку».

Прототипом многих образов стала его бабушка Раиса Константиновна. Одна из работ «Юбилей» вполне автобиографична. Александр забыл поздравить бабушку с юбилеем, а она долго просидела с телефоном на коленях в ожидании его звонка. Не менее трогательна и философична гипсовая скульптура «Все былое уходит». Старушка в черном платочке и с черной кофточкой в руке стоит под большим наполовину спиленным из-за старости деревом, опершись об него спиной. Возможно, это именно то дерево, которое она сажала в юности.

«Снятые траурные одежды символизируют то, что даже скорбь утраты близких людей тоже со временем проходит. Ярко-голубое платье – символ неба, поскольку жизнь этой женщины подходит к завершению, она уже думает о небе, практически уже душой она вся там», - поясняет задумку автор.

Впрочем, в его работах нет развязки, молодой скульптор оставляет зрителю возможность самому решать, чем закончится эта история. Все сюжеты взяты из жизни, поэтому они и вызывают отклик в душе. Скульптура «Молитва» представляет собой угол, в который уткнулась молящаяся старушка, она подняла голову вверх – на икону с изображением Господа. Несмотря на то, что мы не видим ее лица, невольно хочется замереть, чтобы не мешать этой горячей молитве. Однако тяготы и горести людей, загнанных в угол, не беспросветны, и об этом тоже говорят все работы Александра.

«Хочется дать просвет, надежду на будущее. Зритель должен поразмыслить над тем, что он тоже иногда бывает загнан в угол или пережил какие-то иные чувства с надрывом. Вот говорят, в моих работах много печали, трагизма, зачем это нужно? Нужно, мол, что-то веселое, чтобы радовало глаз. Но я считаю, это высокое искусство, затрагивающие внутренние духовные качества. Это жизненные ситуации, которые проходят люди. Многие мои сверстники не хотят видеть проблем времени, многим хочется просто веселиться. Но рано или поздно драматические чувства обязательно переживает каждый, никому этого избежать не удается. И тогда мои работы очень кстати, они помогут почувствовать сопереживание и подсказку выхода из сложной ситуации, - считает Александр Фролов, - Мой заказчик – время».

Катіб Мамедов Виставка скульптури Женщина как неопознанный объект

В том, что время все расставляет на свои места, уверен и маститый скульптор Катиб Мамедов.

«Только к пятидесяти я понял, что жизни не хватит, чтобы воспеть в своем творчестве все то прекрасное, что создал Бог, - говорит он. – Это и стихии природы, и животный мир, и растения, и, конечно же, венец природы – женщину. Женщина для меня – это красота, доброта, душевность и любовь. Для меня важна не только оболочка, но самое главное – душа должна быть красивой. Я вот всю жизнь пытаюсь изучать женщин. Для себя понял, что это неопознанный объект, который несет теплоту и энергетику, без которой наше существование просто невозможно».

Катиб Мамедов с благодарностью вспоминает своих родителей, передавших ему творческое начало, лиризм, романтический настрой души, а также природу края, в котором он родился.

«Я родом из азербайджанского города Гянджа (бывший Кировабад). Это прекрасная зеленая зона: там и горы, и леса, и водопады, и родники. Ребенком я постоянно был на природе, лепил что-то из глины. Очень благодатное в этом смысле было детство», - вспоминает скульптор.

Более трех десятков лет он занимается дизайном в пластике, поэтому в его творчестве можно увидеть как реалистические произведения, так и модерн. Но для того, чтобы передать такие образы, как «Пламя», «Эйфория», художнику потребовались именно женские силуэты.

«Я использую текучесть бронзы, пытаюсь формой и контрформами, тонировкой цветом передать те или иные образы. Я нахожусь в постоянном поиске новых приемов. Знаете, еще в советские времена многие делали солдат, «ленинов», я никогда этим не занимался, всегда был в процессе творческого поиска, - говорит Катиб Мамедов. – В последнее время я увлекся творчеством Гоголя. Делаю сейчас украинскую тематику «Ночь перед Рождеством». Это будет целая серия образов: Оксана, Вакула, дед Панас, Солоха, даже черта думаю сделать и Пацюка с галушками».

Олександр ЯценкоТворческий реализм чувств и прагматика в продвижении искусства

Скульптор Александр Яценко направление своего творчества определяет не просто как реализм, а «реализм чувств».

«Меня интересует, прежде всего, внутренний мир человека, духовность, простые какие-то ценности, такие как любовь, стремление к свободе, чувственность, надежда, счастье, и я стараюсь в этих рамках работать, - говорит он. – Представленные на данной выставке скульптуры - это архаика. Это отклик моей души на древние архаические находки, несущие на себе печать 10-тысячелетней истории, помните, «Венеры» времен палеолита? Однако я не копирую их, я просто передаю свои чувства, выражаю то, что у меня внутри, я просто в этом потоке пожил какое-то время. Считаю, что реализм должен быть реализмом ощущений и искренности. То есть это не формальное как бы повторение оболочки человека, а твое искренне отношение. Это и есть реализм чувств, потому что когда я вижу Шилова или Глазунова, я не считаю это реализмом, это что-то вроде глянцевой открытки. Может быть, я ошибаюсь, но это мое мнение».

До недавнего времени Александр был успешным бизнесменом, по типу «купи-продай», однако вдруг понял, что эта деятельность не дает ему возможности для самореализации, и большую часть времени своей жизни стал уделять любимому делу.

«У меня есть возможность зарабатывать не на творчестве, поэтому я могу делать то, что хочу. Ну, недаром же свою первую скульптур я слепил в три года: это был воробей. Однако опыт бизнесмена помогает и скульптуру сделать частью своей коммерческой деятельности, позиционировать себя так, чтобы меня продавали как скульптора, при этом не подстраиваться под клиентов, а создавать большую клиентскую базу и потом выбирать. Это самое главное заблуждение современных художников, что коммерция и искусство не совместимы. На самом деле это просто способность подарить обществу что-то и за это получать, в том числе, и материальное вознаграждение. Это нормально».

Без поддержки извне будем затухать

Однако далеко не каждый может сочетать в себе и художника, и коммерсанта. Скульптор Олег Шевчук считает, что все же задача творческой личности – творить, а «продавать скульпторов» - это работа арт-менеджеров и галерей.

«Думаю, в этом сейчас главная причина того, что с выставочной деятельностью скульпторов в Украине все достаточно печально, - считает Олег Шевчук. – На мой взгляд, стыдно авторам выставлять одни и те же работы на разные выставки. Но надо понять, что скульптуры делать трудно, долго и дорого. Поэтому, мне представляется, что без поддержки извне мы просто будем затухать».

Олег Шевчук знаком харьковчанам по памятнику футбольному мячу, ставшему одним из символов нашего города. Также его авторству принадлежит скульптурный ансамбль католического костёла. На создание экспонатов данной выставки его вдохновило рождение ребенка. Группа анималистических изображений, пронизанных мотивами женственности и материнства Китая, Индии, Ирана, напоминают детские игрушки.

Фелікс Бетліємський Виставка скульптури Важность монументальной пропаганды, вплоть до высадки десанта скульпторов в России

А вот мэтра бронзовой пластики Феликса Бетлиемского больше всего заботит участь городской скульптуры. Ведь если на выставку приходят люди целенаправленно, которые любят и разбираются в этом виде искусства, то образы, вписанные в городскую среду, несут миссионерскую функцию, невольно формируя вкусы целых поколений харьковчан, ежедневно проходящих мимо произведений искусства в виде памятников и мемориальных досок.

«Почему имея лучшую станковую скульптуру в стране, каковой, безусловно, является харьковская школа, Харьков отличается самой неудачной городской скульптурой? Я сделал такой вывод: потому что в профессиональные дела вмешиваются не профессионалы. Часто и наш брат, скульптор, прогибается под обстоятельства, где-то кривит душой. Но результат налицо: над одними скульптурами просто все смеются, а другие не соответствуют ни исторической подоплеке, ни элементарной логике. И это такая маленькая идеологическая бомбочка, которая все время присутствует. Кто-то ее не замечает, но она в любом случае накладывает отпечаток, потому что эти «шедевры» все видят, а значит, они влияют и на души, и на умы людей. Возьмем памятник основателю города в начале проспекта Ленина: я всю историю перевернул, не нашел я такого костюма, такого оружия, и как он залез на эту лошадь, если там нет стремян? Ведь как бы ни ругали СССР, но 4-м по счету был декрет о монументальной пропаганде. И мы видим результат: тот же памятник Шевченко, который до сих пор считается лучшим в мире. Очень хотел бы дождаться тех времен, когда профессионалы будут решать, какие памятники должны быть в городе», - горячится Феликс Бетлиемский.

Музичне супроводження Елеонори Спаської

О том, что скульптура – лучшее средство для воздействия, харьковские скульпторы намерены доказать в ближайшее время: готовится высадка скульптурного десанта в России.
«Мы сейчас прорабатываем вопрос выставки харьковских скульпторов в Белгороде. Если оттуда не пойдут танки, то мы высадим там десант скульпторов, и все будет хорошо», - уверен Феликс Бетлиемский.
Насладиться работами талантливых харьковчан можно будет до 12 апреля по адресу: ул. Пушкинская, 62 (выставочный зал 1-го этажа).

Объемное воплощение темы женщины дополняют графические работы студентов Харьковской государственной академии дизайна и искусств: Екатерины Слюсаренко, Ярославы Шульц, Александры Резниченко, Анастасии Чечиловой, Марии Черноруцкой, Анны Ступаковой, Екатерины Юрченко, Натальи Попович, а также одного из участников выставки Александра Яценко.

Фото с открытия выставки

 
 
e-max.it: your social media marketing partner

Выставки

Нет отчетов для показа