Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

Пряма онлайн трансляція

Національно-патріотичне виховання дітей та молоді

 

logo zbirka

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

Календарь событий

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт http://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)
A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 6 шт. )

В Фольклорной гостиной звучали баллады, в которых умершие стали птицами, а дракон пьет девичью кровь

E-mail Печать

Баллады - любимые лирические песни фольклорных коллективов Фольклорная гостиная открыла свои двери 25 октября в Харьковском областном центре культуры и искусства на ул. Пушкинской, 62. Настоящий аншлаг собрали аутентичные коллективы Харьковщины, исполнившие традиционные лирические слобожанские баллады, в которых народ выплакивал самые драматические события в жизни. Именно баллады являются рекордсменами по количеству куплетов и длительности звучания.

Коллектив «Муравский шлях» почти 30 лет собирает и исполняет фольклорБаллады – один из древнейших жанров в народной культуре, известный еще с XII-XIII века. Сегодня это, пожалуй, любимый жанр слобожанских фольклорных коллективов. Именно в них народ не только как бы выплакивал свои беды, но и давал свободу творческому полету фантазии. К примеру, особые переживания подчеркивает образ дочери, у которой было неудачное замужество, она вернулась домой в виде птицы, а мать ее признала и поняла, что дочь прилетела домой умирать.

Куда там мыльным операм…

«Балладный сюжет сложный, детализированный и в песенном измерении требует много времени. Среди лирических песен именно баллады являются рекордсменами по количеству куплетов и длительности звучания, - рассказала ведущая Фольклорной гостиной, руководитель коллектива «Муравский шлях» заслуженная артистка Украины Галина Лукьянец. – Совершенно по-особенному звучат баллады в сольном исполнении. Если в коллективных балладах сюжет развернут, то здесь на первый план выносят именно индивидуальную особенность».

Александра Тимченко исполнила сольную балладуИ действительно, морозом по коже пробирает пронизывающий зычный голос участницы коллектива «Муравский шлях» Александры Тимченко. Она исполнила балладу, сюжет которой по драматизму переплюнул бы любую современную мыльную оперу. Девять сыновей женщины стали разбойниками, и однажды напали на дом лавочника, хозяина и ребенка убили, а хозяйку забрали с собой, и только потом выясняется, что эта женщина – их родная сестра, которую они не узнали, а убили своих зятя и племянника.

Эту балладу исполнительско-исследовательский коллектив «Муравский шлях» записал во время фольклорной экспедиции в селе Шелудьковка Змиевского района. Этот коллектив существует уже почти тридцать лет, и все это время его участники собирали слобожанские песенные жемчужины, объезжали село за селом, находили бабушек, сохранивших традиционные песнопения, записывали аудио, фотографировали. Из этого материала получились целые фильмы-баллады, которые посетители Фольклорной гостиной увидели на экране.

Баллада о драконе: случай из жизни

Аутентичные костюмы выполнены точно в народных традициях

Необычную историю записали в одном из сел Сумской области. Героиня уверяет, что еще ребенком видела, как в их село прилетали ужасные драконы. Сначала они бросали ленту на дороге, и к той девушке, которая поднимет эту ленту, змей потом начинает наведываться, пить ее кровь, пока девушка не погибает. Но часто с неба спускался богатырь на коне и убивал дракона.

Ведущая Фольклорной гостиной Галина ЛукьянецОднажды, как уверяет рассказчица, ее отец лично говорил с богатырем, тот спросил, давно ли пролетал змей, и когда услышал в ответ, что дня три назад, сказал, ну тогда догоним. А в другой раз уже почти умирающая девушка сказала, что негоже дракону пить христианскую кровь, и от одного имени Христа змей умер. Обладательница дивной истории сетовала, мол, напрасно, нынче молодежь не верит в то, что так было на самом деле, и она лично видела тех змиев.

«Бесконечное богатство балладного жанра в украинском фольклоре хорошо иллюстрирует двухтомник под редакцией Алексея Дэя, изданный в серии «Народное творчество» в 1987 году, в котором известный фольклорист называет более 300 сюжетных типов баллад, -рассказывает Галина Лукьянец. – Исследовательница этого жанра София Грица выделила такие тематические группы украинских баллад: мифологические (превращение людей в растения, птиц), семейно-бытовые (о разных семейных драмах с трагической развязкой, убийством, утоплением), социально-бытовые (о болезнях и смерти козаков, чумаков, рекрутов в походах) и исторические (о гайдамаках, встреча родственников в турецком плену и так далее)».

Особенность слобожанских баллад

Коллектив «Слобода» исполняет свой родной русский фольклорБольшинство этих сюжетов встречается и в слобожанском фольклоре. Вот только особенность нашего региона в том, что здесь одни и те же баллады можно услышать и по-украински, и по-русски, в зависимости от местности. А есть и типично русские баллады, сюжет которых редко встречается в украинской культуре.

К примеру, народный аматорский ансамбль «Слобода» Руссколозовского сельского дома культуры Дергачевского района (руководитель Татьяна Афанасьевна Фомина) исполнил балладу «Как во нашей во деревне…» - о том, как сын просил у отца благословение на женитьбу с любимой, но не получил, пошел в сад и зарезался.

Коллектив «Кегичевские песнярки»«Этот сюжет подчеркивает особую роль старшего в семье, которая наиболее характерна для русской культуры», - отмечает Галина Лукьянец.

Коллектив «Слобода» отличает не только характерное русское оканье, но и аутентичные костюмы: кокошники и сарафаны – все точь-в-точь как в старину. А вот в нарядах аматорского фольклорного коллектива «Кегичевские песнярки» Кегичевского районного дома культуры (руководитель Анна Георгиевна Коношко) уже видим корсетки и юбки с фартушками – это украинский фольклор.

В Фольклорной гостиной - аншлагНесмотря на довольно печальную тематику лирических баллад, и зрители, и участники фольклорных коллективов долго не хотели расходиться, все вместе пели известные народные песни. Многие слушатели, подхватывавшие знакомые слова, до сих пор и не догадывались, что это баллады: «Їхали козаки із Дону додому», «Ой там на горі, ой там на крутій», «Ой чиє ж то жито, чиї то покоси».

В завершении вечера все вместе запели веселую песню «Ой, ты Галю...» «Некоторые старинные баллады еще в конце восьмидесятых знали в большинстве харьковских сел: «Ой ковале, коваленку», «Та й затоплю та в новій хаті сирими дровами», «Летів орел через сад зелений», «Ой з-за гір, з-за гір вилітав сокіл», - рассказывает Галина Лукьянец. – Большая популярность и распространенность баллад объясняется еще и тем, что они выполняют воспитательную роль, драматические события вызывают у слушателей и исполнителей искренне сочувствие, трагические развязки предостерегают молодежь от подобных ошибочных поступков в своей жизни. Именно поэтому мы еще в начале девяностых организовали ФольклорнуюИ все же в финале после грустных баллад душа требует веселой точкигостиную, чтобы сохранять традиции, привлекать к ним внимание молодежи и городских жителей. И если на больших фестивалях горожане слышат лишь какие-то отрывки, то в таком формате мы можем более широко представлять наши слобожанские коллективы. А чтобы было интереснее, стараемся проводить эти мероприятия не в виде классического концерта, а вводим интерактивные формы».

В следующий раз Фольклорная гостиная откроет свои двери любителям народных песен уже зимой – ближе к Святочным дням

e-max.it: your social media marketing partner