Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo

 
calendar 05
 
 
museum
 
конкурс театральної фотографії «5-та стіна»
 
обласний конкурс сувенірів "Про Харківщину"
 
ПОЛОЖЕННЯ Обласного фестивалю-конкурсу традиційних страв,  випічки та напоїв Харківщини «Смачного!»
 
Культурно-мистецькі заходи на 2021 рік
 
Закодоване щастя
 
Статут
 
folk
 

Нове у віртуальній галереї

 
online
 

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Отдел исследования и возрождения декоративно-прикладного искусства и выставочной деятельности

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 7 шт. )

Мастер-класс по Петриковской росписи от Тамары Вакуленко: старинные секреты

E-mail Печать


Петриковская роспись, мастер-класс Тамары ВакуленкоВ минувшую субботу 27 октября в Харьковском областном организационно-методическом центре культуры и искусства прошел мастер-класс по Петриковской росписи под руководством заслуженного мастера народного творчества Украины Тамары Алексеевны Вакуленко.

Мастер-класс начался с теории: интересного рассказа мастера об истории происхождения Петриковской росписи, ведь художница родом из села Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Она была основана в XVIII столетии полтавским казаком Петриком.

Петриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко«...Все начиналось с давней традиции наших предков — расписывать белые хаты-мазанки. Каждый рисунок отображал духовное единство человека с природой. Богатый смысл закладывался в каждый символ...», - рассказывает Тамара Алексеевна.

В основе Петриковского искусства лежит образное восприятие родной природы, любовь к украинской земле. Классическими элементами Петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, или просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Петриковская роспись, мастер-класс Тамары ВакуленкоДля росписи необходим целый перечень материалов, а именно:

- листы бумаги;

- краски Гуашевые;
- яичный желток;
- мастихин;
- пипетки;
- ватные палочки;
- баночка с водой;
- детские соски (советские);
- простой карандаш и резинка стирательная;
- пальцы мастера (заменяют детские соски-пустышки);
- самодельные кисти из кошачьей шерсти;
- зубочистки (или остро-заточенные деревянные палочки);
- беличьи кисти (№ 3 и 4);
- кусок стекла (для палитры).

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем «на глаз» яичный желток, размешиваем всё мастихином и доводим до густоты «магазинной» сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску.

1. «Цибульки».

Набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются "цибульки" ("луковички"), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.

Цибульки, Петриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко

2. Переходный мазок. Для переходного мазка понадобится две краски.

Берём, к примеру, красную и жёлтую (или – зелёную и жёлтую для листика) краски и разводим на палитре с желтком. На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета и больше красного.

 

Переходный мазок, Петриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко

3. Работа с пипеткой.

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

 

Работа с пипеткой, Петриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко

 

Работа с пипеткой. Петриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

Далее Тамара Алексеевна выдала всем ученикам хорошую бумагу А4-формата и поставила задачу каждому составить композицию на листе с помощью изученных ранее элементов.

 

Петриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко, работы новичковПетриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко, работы новичковПетриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко, работы новичков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петриковская роспись, мастер-класс Тамары Вакуленко, работы новичков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более сложные элементы, которым обучала мастер во второй половине занятия, Вы сможете освоить на наших мастер-классах.

Предварительная запись по тел.:
+3 8 066 189 00 97, (057) 700 35 79.
г.Харьков, ул. Пушкинская, 62.

 

e-max.it: your social media marketing partner

Выставки

Нет отчетов для показа