Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

 
25 26 06 22
 
photo 2022 04 28
 
Культурно-мистецькі заходи на 2021 рік
  
Статут
 
graimo
  
folk
 

Нове у віртуальній галереї

 
graf
 

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

war

Отдел исследования и возрождения декоративно-прикладного искусства и выставочной деятельности

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 4 шт. )

Конструктивный нигилизм: так характеризуют свое творчество авторы кукольных спектаклей

E-mail Печать

Творческая встреча Зоркина и ДемещенкоТворческая встреча с художником Константином Зоркиным и режиссером Евгением Демещенко в рамках выставки сценографии «Театр. Сцена. Жизнь» прошла 5 ноября в харьковском областном центре культуры и искусства. Показ фрагментов из созданного ими кукольно-музыкального перфоманса «Живые вещи» по мотивам творчества Н.Гоголя чередовался со свободным общением со зрителями.

В выставочном зале центра культуры и искусства установили чемодан, который при раскладывании становится прозрачным экраном с переключающимися подсветками. Сквозь этот экран зрители смогли наблюдать часть представления. И режиссер, и художник становились то кукловодами, то актерами, то музыкантами. Показанные фрагменты перфоманса «Живые вещи» тут же обсуждались, авторы отвечали на вопросы зрителей.

Хотели поставить «Мертвые души, а получились «Живые вещи»

Сотрудничество режиссера и художника началось около двух лет назад. Евгений Демещенко пожаловался своему знакомому, что для его нового спектакля не может найти художника. Тот посоветовал обратиться к Константину Зоркину.

«Моим скульптурным композициям всегда не хватало движения. Театр дал им не только движение, но и сцену, голос, определенную атмосферу. Так они смотрятся намного полнее и завершеннее», - отметил художник Константин Зоркин.

«Я хотел сделать спектакль по произведению Гоголя «Мертвые души», но чем больше мы работали с Костей, тем больше хотелось отойти от традиционных канонов театральной постановки, - говорит режиссер Евгений Демещенко. - В конце концов, мы почти полностью убрали из спектакля весь текст, привнесли в него аллюзии на другие произведения Гоголя (например, «Шинель» или «Вий») и творчество других русских писателей. От первоначальной задумки мало что осталось. Получился кукольно-музыкальный перфоманс, сюрреалистический. Его мы назвали «Живые вещи» как перевернутое название «Мертвых душ».

В спектакле «Живые вещи» на сцене актер читает отрывок из поэмы Пушкина «Медный всадник» и управляет куклами-жителями Петербурга (город символизирует алюминиевая композиция, служащая сценой). «Горожане» под аккомпанемент электрогитары и голос актера, читающего поэму, один за другим приближаются к зрителю и вдруг падают в отверстие в сцене. Этот сюжет может быть понят как растворение личности в урбанистической среде, поясняют авторы. В другой сцене на полу лежит человек, а актеры управляют алюминиевыми собаками. Сначала звери «обнюхивают» друг друга, а потом «воспроизводят» диалог из «Мертвых душ» и в конце начинают... есть мозг лежащей куклы человека. Заканчивается спектакль «Живые вещи» сценой с танцующей балериной за прозрачным экраном, легкий образ которой символизирует душу.

Творческая встреча Зоркина и ДемещенкоСказки – не для детей

Куклы и декорации ко второму совместному спектаклю Евгения Демещенко и Константина Зоркина представлены на выставке театральных художников «Театр. Сцена. Жизнь» – это сказка «Иван Царевич и Серый Волк», поставленная в Харьковском театре кукол им. Афанасьева.

«Это был мой дипломный спектакль. Мы рассчитывали, что в перспективе он войдет в репертуар театра, - рассказал Евгений Демещенко. - Но на дебютный показ пришли в основном дети, тогда как постановка рассчитана на старшую аудиторию. Получается, что возрастная категория, на которую ориентируется театр кукол, детская, а мы ориентируемся на подростковую аудиторию. Теперь декорации и куклы мы хотим из театра забрать».

«Вообще с подростками работать очень интересно. Очень сложно удержать внимание детей, так как они очень подвижны и легко отвлекаются. Привлечь внимание взрослых тоже нелегко, поскольку они чаще всего имеют свои устоявшиеся взгляды на мир, закрыты для нового опыта, а подростки, наоборот, открыты и внимательны. Я работаю с подростками в школе искусств и знаю, о чем говорю», - поделился опытом Константин Зоркин.

«Мы не хотим вложить в головы какие-то определенные идеи»

Показы работ мастерской Зоркина и Демещенко прошли ограниченным тиражом на разных площадках Харькова и Киева. Сейчас на счету творческого дуэта режиссера и художника пока две совместных постановки.

«Для нас спектакль состоит из четырех составляющих: текст, звук, визуальная картинка и идея. В сумме они дают готовый продукт, - говорит Константин Зоркин. – Мы можем двигаться от звука к визуальной картинке, от идеи к звуку, от картинки к тексту и так далее. Работаем с образами – двухмерными и трехмерными (плоские и объемные куклы), – светом, звуком, используем для перфомансов музыкальное оборудование, текст, воплощаем в куклах различные идеи. Мы играем с этими средствами выражения».

Творческая встреча Зоркина и ДемещенкоСреди идей, воплощенных в куклах, можно отметить персонажа Акакия Акакиевича для постановки «Живых вещей». Это алюминиевая кукла с подвижной шеей, очень сгорбленная, в шинели. По сюжету, когда у персонажа отбирают шинель, он оказывается беззащитным, заболевает и умирает. Когда от куклы «отделяется» алюминиевая шинель, от нее остается только длинная шея и голова, символизирующая даже не человека, не его душу, а жалкое существо. Другая кукла, использованная в постановке «Живые вещи», представляет собой металлическую трубку, сложенную в форме прямоугольника. На нее, как ключи на кольцо, нанизываются руки и ноги, сделанные из столовых вилок, и голова. Кукла может играть человека, зверя, может трансформироваться. Художники представили также алюминиевую книгу, которая раскладывается в метровую куклу. Еще одна кукла выполнена в виде головы, у которой глаза и мозг, нос и нижняя челюсть разделены и подвижны, причем, челюсть постоянно трясется, воспроизводя жевательное движение.

«Мы не работаем на зрителя, не ждем определенной реакции, не хотим обогатиться или стать известными, или вложить в головы людям какие-то определенные идеи. Наша цель – это делать то, что мы делаем сейчас, в данный момент. Мы получаем от этого удовольствие, и для нас не важно, будет ли у наших проектов какое-то продолжение, определенный результат», - признается Евгений Демещенко.

«И я, и Женя – взрослые люди, которые каждый день ходят на работу. А наши эксперименты, мастерская – это способ существования, - отметил Константин Зоркин. – На многие вещи нам действительно наплевать. Думаю, нас можно назвать нигилистами, но только в конструктивном смысле».

Сейчас режиссер и художник получают удовольствие от работы над новым проектом, название и тема которого пока держатся в тайне. Единственное, авторы рассказали, что в нем будет использована анимация.

Фотографии с творческой встречи

 
 
e-max.it: your social media marketing partner

Выставки

Нет отчетов для показа