Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo

 
calendar 05
 
 
museum
 
конкурс театральної фотографії «5-та стіна»
 
обласний конкурс сувенірів "Про Харківщину"
 
ПОЛОЖЕННЯ Обласного фестивалю-конкурсу традиційних страв,  випічки та напоїв Харківщини «Смачного!»
 
Культурно-мистецькі заходи на 2021 рік
 
Закодоване щастя
 
Статут
 
folk
 

Нове у віртуальній галереї

 
online
 

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Отдел исследования и возрождения декоративно-прикладного искусства и выставочной деятельности

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 7 шт. )

Одна из крупнейших в Украине коллекций вышитых орнаментов - на выставке Григория Гриня

E-mail Печать

Григорій ГриньПерсональная выставка слобожанских вышитых орнаментов заслуженного мастера народного творчества Григория Гриня под названием «... І вишите моє життя на ньому» открылась 4 февраля 2014 года в Областном организационно-методическом центре культуры и искусства. Здесь представлена ​​одна из крупнейших в Украине коллекций композиционных рисунков вышитых полотенец и рубашек - всего более полутысячи работ.

«Ребята уже побежали, а я все стоял очарованный»

Экспозиция освещает уникальное разнообразие вышивки, которая изысканными орнаментами украшает и полотенца, и женские блузки, и мужские рубашки, и скатерти, и даже галстуки. Среди экспонатов на выставке можно увидеть как эскизы для вышивок, так и вышитые образцы. В основном это орнаментальные мотивы Полтавщины, которым более присущи растительный или растительно-геометрический рисунок. В экспозицию вошли 540 композиционных рисунков мастера, созданных с помощью акварели, гуаши, белил.

Виставка Григорія ГриняЛюбовь к народной вышивке Григорий Гринь почувствовал еще с детства:

«Когда я был еще маленьким, то на рождественско-новогодние праздники мы с ребятами ходили колядовать, «посыпать». И вот зашли к одному хозяину в большой дом, а там всюду висят полотенца, как в музейной комнате: над окнами, на дверях, по углам... Я тогда засмотрелся на те полотенца, и ребята побежали себе, а я все стоял зачарованный. И до сих пор я влюблен в народное искусство», - рассказал мастер.

После окончания Решетиловского художественно-промышленного училища Григорий Гринь с 1960 года почти 35 лет работал главным художником в филиале производственно-художественного объединения «Полтавчанка» в с. Опошне, где и начал разрабатывать эскизы для вышивок.

Виставка Григорія Гриня«И такие они хорошие, что я беру их и целую ...»

«Сначала я попытался сам придумывать рисунки. Думал так: бабки в селе сами придумывают вышивки, а я закончил художественное училище - тем более смогу. Придумал, нарисовал эскизы и повез в Полтаву на художественный совет, а там говорят: «Не полтавская гамма, надуманный рисунок». А мне знакомая художница говорит: «Гриша, езжай в села, собирай этнографический материал».

Поэтому Григорий Гринь начал ездить в творческие командировки по селам и собирать образцы народной вышивки, зарисовывать элементы вышитых изделий.

Виставка Григорія Гриня« В какой дом не зайду - там в хозяйских сундуках полно полотенец и рубашек, которые вышивали еще в приданое невесте. И такие они хорошие, что я беру их и целую... Вот я и начал зарисовывать эти вышивки. Придумал такой способ: накладывал бумагу на полотенце и заштриховывал графитным карандашом, - рассказал Григорий Петрович. - Очень четко получалось, поэтому на основе этих зарисовок я потом мог создавать эскизы вышивок. Именно таким образом я научился очень быстро делать традиционные схемы, близкие к народу. Поэтому я поставил себе цель возродить традиционную для Полтавщины и всей Слобожанщины вышивку».

За 50 лет Григорий Петрович собрал более 10 тысяч зарисованных элементов, используемых для создания собственных графических рисунков, которых насчитывается уже более шести сотен. Самих мужских рубашек - 145, блузок - 135, детских рубашек - более сотни.

Виставка Григорія ГриняОт не аутентичной вышивки даже становится плохо

В создании своих композиционных рисунков автор неизменно руководствуется древними образцами вышивок с использованием аутентичных техник и естественной цветовой гаммой.

«Техники традиционно применялись такие, например, как «соловьиные глазки», «зерновой вывод», гладь, косая гладь, вырезание, мережка. А относительно элементов, то по-народному они назывались так: дубовые листья, тыквенные листья, березка и так далее. Светло- голубые, бежевые, охристые, болотные цвета, не яркие, а пастельные - это традиционные для Полтавской области. Нитки красили с помощью отвара скорлупы лука, ореха, коры дуба, ольхи, а красные нитки - насекомыми (мне когда-то принесли таких насекомых, которые живут в пнях, а ночью они светятся), - рассказал мастер. - Раньше не было чем цвета закреплять, чтобы они не вымывались. Поэтому крашенные нитки запекали в ржаном хлебе. Именно так: заворачивали нитки в капустный лист, запекали в тесте. Затем хлеб ели, а нити полоскали в холодной воде и все: больше ста лет цвет не вымывался. Я сам таким же способом красил нитки».

Виставка Григорія ГриняГригорий Гринь считает, что распространенная и популярная красно-черная вышивка не является традиционной для украинцев, а такое яркое цветовое сочетание пришло к нам недавно:

«В конце 19-го века в Украину начали завозить различные товары, в том числе моющие средства в ярких упаковках. Нашим девушкам понравились яркие цвета, и они начали вышивать такими же нитями. Но такая гамма не является традиционной. На вышитых рубашках и полотенцах допускались лишь небольшие вкрапления черного цвета, его не должно быть много».

Виставка Григорія ГриняБолее того, вышивке мастер придает сакральное значение, считает, что вышитый орнамент живой, он кодирует, формирует судьбу. Наделенный могучей силой он организует вокруг человека невидимую энергетическую среду, направленную на добро. Умноженная энергией человеческих рук, оживляющей эти символы с помощью сотен стежков, вышивка всегда работала на защиту людей и благословение их жизни. Поэтому каждый символ, каждый цвет имеет значение, и несоблюдение традиционных представлений о виде вышивки может повредить человеку, семье или, если это явление становится массовым, то даже всей стране.

«Рушник - это семейный оберег, он должен висеть в каждом доме. Он дает энергию, - говорит Григорий Петрович. - У меня дома висит полотенце белым по белому с вырезанием, еще моей бабушки, передается из поколения в поколение, и все, кто видят, удивляются его красоте. Это мое богатство. А красное с черным - не наше, привезенное. Мне когда-то подарили красно-черное полотенце, 19- го века, я повесил, так только пару недель выдержал, вот чувствую, мне даже плохо от него становится».

Виставка Григорія ГриняПри работе погружается в узорный мир, ничего не замечая вокруг

Григорий Петрович сетует, что сейчас коммерческие интересы препятствуют сохранению древних традиций вышивания:

 

«Я недавно был на «Сорочинской ярмарке». Вы бы видели, какие там продают пестрые вышивки. И розовыми нитками вышитые, и ярко - зелеными, что аж в глаза бросаются. Такие изделия, конечно, привлекают внимание покупателей, люди берут. Но прежде всего надо уважать и воспроизводить традицию».

 

Несмотря на почтенный возраст, Григорий Гринь и сейчас продолжает рисовать. Его офисом является небольшой закоулочек в галерее в доме, и когда рисует, то настолько погружается в работу, что уходит с головой в узорный мир, ничего не замечая вокруг. Говорит, что пока работает над одним орнаментом для вышивки, в голове уже держит следующий. У мастера еще много творческих замыслов.

 

«Казалось бы, простые на первый взгляд орнаменты нарисованы обычными красками. Но за каждой работой стоит многолетняя кропотливая работа. В каждом крестику, в каждом стежке этой вышивки заложена богатейшая история, давние украинские традиции, - сказала на открытии выставки директор Областного центра культуры и искусства Людмила Омельченко. - Мастер собирает образцы вышивки уже более полувека. Мы можем гордиться такими художниками, которые всю свою жизнь честно и самоотверженно делали свое дело, и передавали украинские традиции из поколения в поколение».

 

Справка. Григорий Петрович Гринь, 1939 г. р., живет в поселке Опошня Полтавской области. Заслуженный мастер народного творчества. Окончил Решетиловское художественно-промышленное училище. С 1960 по 1994 годы работал главным художником в производственно-художественном объединении «Полтавчанка». За этот период он создал более 500 собственных орнаментальных тем. Он - участник выставок достижений народного хозяйства СССР, Украины, международных выставок. Его произведения экспонировались в Лейпциге, Познани, Слуцке, Полтаве, Киеве. Работы мастера хранятся в Национальном музее Т.Г.Шевченко, Музее народной архитектуры и быта Украины Пирогово, Полтавском краеведческом музее, в музее декоративного искусства в Киеве, в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара».

 

Выставка работает до 20 февраля 2014 года.
Адрес: г. Харьков, ул. Пушкинская, 62, выставочный зал 1-го этажа.
Время работы: с 10.00 до 17.30, выходной - воскресенье.
Справки по тел.: (057) 700-35-79. E - mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

 

 

e-max.it: your social media marketing partner

Выставки

Нет отчетов для показа