Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo

ПОЛОЖЕННЯ Обласного фестивалю-конкурсу традиційних страв,  випічки та напоїв Харківщини «Смачного!»
 
Культурно-мистецькі заходи на 2021 рік
 
Закодоване щастя
 
Статут
 
folk
 

Нове у віртуальній галереї

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Отдел исследования и возрождения декоративно-прикладного искусства и выставочной деятельности

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 1 шт. )

Главное -реализовать творческий потенциал, и деньги найдутся: профессиональные секреты от скульптора

E-mail Печать

1Творческая встреча мэтра бронзовой скульптуры Феликса Бетлиемского со студентами-первокурсниками Харьковского национального университета строительства и архитектуры прошла 3 апреля 2014 года в Областном центре культуры и искусства. Известный скульптор поделился с молодежью знаниями о традициях советского монументализма, о современных процессах организации городского пространства и дал несколько советов на тему профессиональной этики и творческой реализации.

Монументальное искусство на службе советской идеологии

«Архитектура и скульптура – это виды деятельности, которые, на мой взгляд, принимают непосредственное участие в воспитании человека. Ансамбль архитектурных форм и монументальных образов формирует городское пространство и влияет на общество в целом. Поэтому профессии градостроителя и скульптора так важны, - отметил Феликс Бетлиемский. – Недаром в 1918 году большевиками был принят декрет, согласно которому требовалось демонтировать памятники «царям и их слугам» и мобилизовать творческие силы для создания проектов, прославляющих великую социалистическую революцию. Этим ознаменовалось начало процесса «монументальной пропаганды», которой сам руководитель страны Владимир Ленин уделял особое значение. Идею воспитания через монументальные постройки Владимир Ильич подчеркнул из утопического произведения «Город солнца» итальянского философа 16-17-го веков. Томаззо Кампанеллы, где он предлагал украсить стены городских зданий поучительными фресками. Так, монументальное искусство в Советском Союзе приобрело назидательную функцию и было поставлено на службу советской идеологии».

В СССР гонорара от одной скульптуры хватало на покупку машины, но...

Несмотря на идеологические ограничения, известную скованность в творческой реализации, профессиональные скульпторы при Советском Союзе были очень востребованы.

«Ежегодно при Союзе художников СССР проходила выставка, каждый участник которой продавал до 4-5 работ. К слову, денег только за одну купленную скульптуру хватало на год безбедной жизни или на покупку машины», – рассказал скульптор.

Однако жесткие коньюнктурные рамки, с одной стороны, и суровое наказание за пренебрежение идеологическими канонами в пользу творчества, и тем более, за «антисоветчину», с другой, – все это не способствовало развитию монументального искусства и станковой скульптуры.

«Скульптуры обнаженных женщин Катиба Мамедова, представленные на нынешней выставке «О ней..» в центре культуры и искусства, при Советском Союзе было бы невозможно выставить. У меня есть скульптура обнаженного мужского торса, которая в советское время на выставке простояла всего 1 день. Потом убрали под тем предлогом, что она не соответствует гражданским запросам, развращает общество, – вспоминает Феликс Бетлиемский. – Был еще такой случай: уже в 90-х годах прошлого века зашел ко мне в мастерскую бывший советский генерал. У меня там стояла такая скульптурная композиция: отлитый из бронзы паспорт, который держат скованные руки. Генерал сразу сказал, что за такое вольнодумство мне во времена СССР светило бы сразу две статьи, в том числе, за оскорбление государственности».

Поменял положение руки Ленина – готов «новый» памятник

Советская станковая скульптура и монументальное искусство к развалу СССР переживали настоящий кризис. Уровень произведений был очень низким, что у скульпторов не было мотивации к творческому развитию, многие штамповали одинаковые памятники. Иногда доходило до абсурда.

«Мне предоставили отдельную мастерскую в начале 1990-х годов. Неподалеку от меня работал Василий Иванович Агибалов, известный скульптор, один из авторов «Холодильника» (Монумента в честь провозглашения Советской власти в Украине – прим.). Как-то раз он пригласил меня к себе в мастерскую и показал целую коллекцию скульптур Ленина. И бюсты, и в полный рост, и сидя, и в детстве, и в юности, – Ильич предстал в самых разных ипостасях и позах. Всего мы насчитали 38 скульптур! Сам Василий Иванович рассказал, что заготовку делал на скорую руку из гипса с каркасом из стальной проволоки, и часто, уже получив деньги за одну скульптуру, брал ее же, немного переделывал, менял позу, а иногда и просто положение руки, – и через пару дней у него была готова еще одна, «новая» скульптура», – смеется Феликс Бетлиемский.

1Монумент архитектору или цыганскому барону?

Традиции советского монументального искусства до сих пор оказывают влияние на общество, считает мэтр. Это знаменуется, прежде всего, низким уровнем художественной культуры, непрофессионализмом, привязкой скульптурных образов к идеологии (в том числе, советской), большим влиянием государственных органов в принятии решения о сносе или установлении тех или иных памятников.

«В частности, харьковской монументальной скульптуре, к сожалению, присущ определенный непрофессионализм. Лет 15 назад я выиграл конкурс на проект памятника Независимости, который должны были установить в начале проспекта Ленина. Он представлял собой арку с классическими эллинскими колоннами и скульптурами украинцев. Проект победил на конкурсе, но до его реализации дело не дошло. Вместо этого в 2004 году был установлен конный монумент казаку Харько – подарок Харькову от тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Отсутствие идеологической и исторической нагрузки этого памятника стало причиной негативных отзывов, насмешек. Возможно, известный российский скульптор Зураб Церетели работал в спешке или у него не было достаточной информации об архитектурном ансамбле этой части города, сведений о костюме казаков в 17-м веке. Серьезной критике также поддается памятник возле ХИСИ (ныне Харьковский национальный университет строительства и архитектуры – прим.), где Бекетов больше похож на цыганского барона, чем на архитектора».

Харьковская школа скульптуры – лучшая в Украиине

Подобных случаев несправедливого отношения к работам Феликса Бетлиемского было немало. К примеру, его проект памятника «Освободителям города Изюма» выиграл конкурс, но обещанных денег за победу скульптор так и не получил. До возведения монумента тоже дело не дошло: макет памятника, стоявшего прямо в городской администрации, кто-то разбил. Объяснили несчастным случаем, но Феликс Ярославович не сомневается, что это хулиганство.

Тем не менее, несмотря на очевидные трудности, отсутствие спонсоров и больших заказчиков, харьковская школа станковой скульптуры на сегодняшний момент является лучшей в Украине.

«В Харькове не так много профессиональных скульпторов, всего – 23 человека. Из них несколько человек уже вышли на пенсию и не работают, потому что скульптура все-таки требует определенных физических усилий и больших материальных вложений. Четыре года назад выставка харьковской станковой скульптуры в Киеве произвела настоящий фурор, – рассказал Феликс Бетлиемский. – Для сравнения приведу цифры. В столичной выставке участвовало 15 харьковских скульпторов. В Киеве специалистов в этой сфере больше сотни, но многие из них подходили и говорили, что они, конечно, могут сделать такую же выставку, но она будет гораздо слабее. Возможно, здесь срабатывает наша провинциальность и отсутствие тех денег, которые есть в столице. Думаю, многие скульпторы занимаются заказами, и им трудно найти время для творчества».

Особенности «профессиональной совести» скульпторов

Феликс Ярославович отметил, что у скульпторов особые отношения со своей профессиональной совестью, и они выстраиваются по-разному. Суть в том, что работа, сделанная плохо, часто остается на виду и постоянно как бы «напоминает о себе», на нее указывают другие люди, и для кого-то это может стать тяжелым грузом.

«Делайте свою работу качественно и на совесть, хоть это понятие сейчас и не в моде, – посоветовал студентам-архитекторам опытный мастер. – В современной переходной ситуации все пути для творчества открыты, вас ничто не сдерживает, как это было в СССР, но средства для творческой реализации чаще всего приходится искать самостоятельно. Это сложно, особенно по отношению к архитекторам, ведь им нужны действительно огромные ресурсы. Поэтому многие специалисты живут по принципу «есть заказ – работаю, нет заказа – не работаю». Это тоже позиция. Но у настоящего художника и профессионала есть потребность в реализации творческого потенциала, поэтому он, прежде всего, ищет возможности, а не материальное вознаграждение. И поверьте, при таком отношении необходимые ресурсы всегда находятся».

Встреча проходила в рамках выставки скульптуры «О ней...», которая сейчас проходит в Областном центре культуры и искусства (г. Харьков, ул. Пушкинская, 62). Напомним, что в экспозицию, состоящую из произведений 7 харьковских скульпторов, входят, в том числе, и посвящения женщине в бронзе Феликса Бетлиемского.

Автор: Маргарита Изварина

 

e-max.it: your social media marketing partner

Выставки

Нет отчетов для показа