Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

 
01 22 1
 
Культурно-мистецькі заходи на 2021 рік
  
Статут
 
folk
 

Нове у віртуальній галереї

Новое видео

Просмотр видео
 
graf
 

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Лаборатория исследований нематериального культурного наследия

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 2 шт. )

Юные харьковские фольклористы представили результаты собственных полевых исследований

E-mail Печать

Конференція Последнее программное мероприятие ХІІІ открытого фестиваля традиционной народной культуры для детей и молодежи «Кроковеє коло» - научно-практическая конференция «Этнология и фольклористика», - состоялось 7 апреля в малом зале ХНАТОБа. Около 20 участников от 12 до 19 лет подготовили доклады различной тематики: народная игрушка, обрядовая еда, национальные костюмы и их составляющие, исследования творчества отдельных мастеров декоративно-прикладного искусства, краеведческие работы, детский фольклор, народная вышивка и прочее.

Обязательным условием участия в конференции было включение в доклад материалов собственных полевых исследований. Поэтому все участники подготовили для выступления презентации, которые состояли из фотографий экспедиций и аудиозаписей интервью с носителями народных традиций, а также наглядные материалы: народные игрушки, куклы-обереги, рекрутские красные ленты (для доклада об обряде проводов в армию) и др. Кроме того, докладчики, которые одновременно являются участниками вокальных коллективов, исполняли фольклорный материал самостоятельно или с товарищами.

Фуркало, пухкало и свищик - традиционные игрушки слобожан

Пользуясь материалами этнографической экспедиции на Сумщине, участник фольклорно-этнографического группы «Вербиченька» Иван Коновалов рассказал о слобожанских народных игрушках: погремушках, фуркалах, пухкалах и свищиках.

«Погремушки - это древнейшая игрушка. Еще в конце 19-го века в слобожанских селах их делали из гусиной шеи или свинного пузыря, - сказал Иван. - Фуркало - это маленькая деревянная дощечка, с краю которой делалась дырочка для веревки. За веревку дощечка раскручивалась в воздухе так, что начинала «фурчать». Отсюда и название «фуркало».

Пухкало - это самодельные механические деревянные «пушки», стреляющие «ядрами» из ваты, а свищики - это свистульки из глины, которые умел делать каждый пастух. Все эти игрушки связанные с перкуссией, выработкой ритмических звуков, отсылают исследователей к более архаическим пластам культуры. Но со временем магические функции и связанные с ними практики забылись, оставив за «пухкалом» и «фуркалом» единственную функцию - забавляние детей.

Конференція

Два взгляда на «Мировое дерево»: украинцев и крымских татар

Воспитанница Харьковской ЦДЮТ № 1 Александра Гребенькова поделилась результатами своего исследования художественной культуры крымских татар. Свой доклад она подготовила, пользуясь материалами, собранными во время двух своих экспедиций в Бахчисарай.

 «Я сравнила изображения важнейшего символа в крымско-татарской и украинской орнаменталистике - «мирового дерева», - рассказала Александра. - Это символ космоса, восстановления, развития и бессмертия. Похожим для обоих народов есть композиционное построение дерева: центральный ствол, симметричные боковые элементы и вазон. Существенное отличие в том, что в крымско-татарской культуре дерево кипарис символизирует мужское начало, главу рода, Аллаха, тогда как украинское «мировое дерево» связано с женской фигурой. В колористике тоже есть различия: украинские изображения яркие и контрастные, крымско-татарские цвета более сдержанные».

Как наши прадеды пытались разбудить покойников

Доклад Татьяны Ярошенко из коллектива «Вербиченька» был посвящен причитаниям, обряду общения с умершими родственниками, который был широко распространен на Слобожанщине до середины 20-го века и основан на представлении, что покойники продолжают жить на том свете.

«Основной функцией причитаний является попытка разбудить покойника своим плачем, мольбы вернуться, восхваление его, глубокая скорбь от большой потери, - рассказывала Татьяна. - Например: «Ой, мій дорогий синочок, та й золотенький, та й любенький, нащо ж ти нас покинув, та на кого ж ти нас бросив, та на кого ж ти нас доручаєш, та ми ж були за тобою як за кам’яною горою, а ти нас тепер оскорбив. Та чи ми ж тебе чим огорчили? Та чи ми ж тобі нічим не вгодили?». Запись из села Гавриловка, Нововодолажский район».

Конференція

Вторник, четверг и суббота - вот дни для мытья волос

Воспитанница чугуевского центра туризма Ольга Сокрут рассказала о символике девичьей косы, особенности традиционного ухода за волосами, традициях и обрядах, связанных с девичьей косой.

«В украинской традиции коса всегда была символом девичьей чести и невинности, - рассказала Ольга. - Обряды связанные с волосами сопровождали девочку от рождения. Чаще всего дети рождаются с короткими волосами, если же девочка родилась с длинными, то считалось, что ее ждет жизнь в богатстве и роскоши».

С девичьими волосами связано много народных обычаев и предрассудков. Например, стричь девочку нельзя было до года, то есть до обряда первых "пострижень". Стричься самостоятельно девушке запрещалось. На это имел право только кто-то из родственников по мужской линии. Волосы, которые оставались на расческе, надо было сжигать, чтобы сорока не свила из них гнездо и не болела голова. Впервые девочке заплетали косу в 5 лет, когда она шла к первому причастию. Делала это крестная мать. Мыть волосы позволялось только во вторник, четверг и субботу, а в другие дни и в день рождения - запрещалось.

Интересными были доклады студентки Харьковского колледжа текстиля и дизайна Аманды Амирян об армянском национальном костюме и ученицы харьковской гимназии № 12 Чан Бао Хан о традиционном национальном костюме народов Вьетнама, ведь оба докладчика относятся к соответствующим культурам и выбрали своими респондентами собственных родственников. Чан Бао Хан, например, опрашивала свою бабушку с помощью видео-чата в «Скайпе».

В общем, юные ученые продемонстрировали незаурядные рвение и заинтересованность в своих темах, а руководители помогли с оформлением доклада, поэтому конференция была проведена на высоком уровне. В дальнейшем планируется издание сборника материалов конференции.

Напомним, что в рамках фестиваля «Кроковеє кало» состоялись: конкурс "Традиционные народные художественные ремесла" и конкурсы аутентичного вокала «Солоспів», «Групповое пение» и «Фольклористично-этнографические программы».

e-max.it: your social media marketing partner

Дневник экспедиций

Prev Next

Щоденник експедиції с. Вязова Краснокутського району Харківської області 1-5 лютого 1988 р.

  Щоденник експедиції с. В'язова Краснокутського району Харківської області 1-5 лютого 1988 р. Можн...

Подробнее

Бєлгородський район Бєлгородської області, 18-21 вересня 2012 р.

Фольклорно-етнографічна експедиція „Стежками Слобожанщини" по населенним пунктам Бєлгородської облас...

Подробнее

Борисівський район Бєлгородської області, 14-18 серпня 2012 р.

Фольклорно-етнографічна експедиція „Стежками Слобожанщини" по населеним пунктам Бєлгородської област...

Подробнее

м. Балаклія Харківської області, 24 березня 2011 р.

Експедиційний виїзд до м. Балаклія Харківської області Експедиційний звіт Лук'янець Г.В. 24 березн...

Подробнее

с. Петровка Золочевского района Харьковской области. 2 октября 2011

с. Петровка Золочевского района Харьковской области Экспедиционный отчет Лукьянец Г.В. 2 октября...

Подробнее

пгт. Котельва Полтавской области. 27-28 июля 2011

Экспедиция лаборатории исследований нематериального наследия 27-28 июля 2011 пгт Котельва Полтавско...

Подробнее

Фонотека

Prev Next

«Без кукілю, без мітлиці» (щедрівка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«Ішла Марія з монастиря» (колядка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«Меланія пребагата» (щедрівка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«У віконця старенькая мати» (балада) с. Деревки Котелевський район, Полтавська область

Подробнее

«Та й понад нашим яром» (лірична) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Та й ішов козак дорогою» (балада) с. Михайлівка Котелевський район, Полтавська область

Подробнее

«Ой нема гірш нікому» (балада) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Ой на вої нарожденні» (колядка) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Не кропи мати водою» (весільна) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«А до мене вечірком» (жартівлива) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«А в нашого пана береза стояла» (щедрівка) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Славлено, преславлено» (весільна) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Смутний вечір, тихий ранок» (лірична) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Короваю, наш раю» (весільна) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Уже сонце котиться» (буряшна) с. Огиївка, Сахновщинський район, Харківська область

Подробнее

Нотации и тексты

Prev Next

"Уже сонце котиться" (буряшна) с. Огиївка, Сахновщинський район, Харківська область

Подробнее

"Ой, паночку наш, наш" (буряшна) с. Клюшниківка, Миргородський район, Полтавська область

Подробнее

"Ой чиє ж то козеня?" (жнивна) сел. Польова, Дергачівський район, Харківська область

Подробнее

"Ой люди люди вороги" (весільна) с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Горе ж тому а й лебедику" (лірична) с.Матяшівка, кут.Ліски, Полтавська область

Подробнее

"По той бік гора" с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Ой то й на горі" (колядка) с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Вітер віє..." с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Ой, сонце низенько" (весільна) с.Терни, Лубенський р-н, Полтавська область

Подробнее

"Ой, з-за гір, з-за гір вилітав сокіл" (козацька) с.Гоголеве (хут.Марченки), Полтавська область

Подробнее

"Лежить чумак" (чумацька) с.Матяшівка, Великобагачанський р-н, Полтавська область

Подробнее

"Ой рано куры запяли" (колядка) с.Журавлевка, Белгородский район, Белгородская область РФ

Подробнее

"На горі, горі, горіли огні" (колядка) с.Стригуни, Борисівський район, Бєлгородська область РФ

Подробнее

"Смутний вечір, тихий ранок" (лірична) м.Балаклія, Харківська область

Подробнее

"Славлено, преславлено" (весільна) м.Балаклія, Харківська область

Подробнее