foto


foto 61002, Україна, м. Харків, вул. Пушкінська 62 foto +380 (57) 700-26-62  foto info@cultura.kh.ua foto www.cultura.kh.ua


Рейтинг статьи:
( 4 шт. )

Гостей фольклорной гостиной, посвященной поселку Полевая, провели годовым кругом устного фольклора

Понедельник, 06 Октября 2014 г. Комментариев: 0
Печать

Фольклорна вітальняФольклорная гостиная «Традиции одного села. Поселок Полевая» открыла свои двери 4 октября 2014 года в Областном организационно-методическом центре культуры и искусства. Этот концерт автентики начал новый цикл, посвященный традициям отдельных сел Слобожанщины (Харьковщины и Полтавщины).

Впервые поселок Полевая Дергачевского района Харьковской области харьковские исследовательницы Мирослава Семенова и Галина Лукьянец посетили много лет назад, и развернулось крупное исследование, которое длилось более 20 лет.

В гостиной прозвучали песни, которые пели в 20-30-х годах ХХ века

Полевая был основана как село в 1678 году, и только потом, уже в 20-м веке она стал поселком. У Полевой всегда было особое расположение: она находится неподалеку от Харькова (всего 25 километров от центральной площади Свободы) и в 5-6 километрах от Дергачей, но далеко от железных дорог, поэтому немножко изолирована от внешнего мира, что дало возможность сохранить древние традиции, считают исследователи.

В фольклорной гостиной, посвященной поселку Полевая, организаторы решили провести гостей годовым кругом устного фольклора, начиная с веснушек, через купальские, жатвенные песни и до рождественских колядок. Композиции, которые прозвучали на концерте, пелись в 20-30-е годы ХХ века.

Детский ансамбль «Мережка» исполнил веселые веснянки «Ой, на горі хатка, під горою кладка...», «Веснянка-весняночка, де ти ночувала?» и забавлянки поселка Полевая. Фольклорная исследовательско-исполнительская группа «Муравский шлях» областного центра культуры и искусства спела свадебные припевы, лирические песни, такие, например, как «Та й за тучами, за хмарами», колядки и многое другое. Пение чередовалось с интересными рассказами Мирославы Семеновой и Галины Лукьянец о традициях и историях, связанных с сельскими жителями.

Фольклорна вітальняДерево черноклен в Полевой называли «Мариной»

Носителями народных традиций поселка Полевая, которые передали фольклористам много ценного этнографического материала, были Анна Трофимовна Зей и Анна Арсентьевна Лещенко.

В этом году Анне Трофимовне исполнился бы 101 год. Она ушла из жизни три года назад. Всего у нее было четверо детей, и двое ее дочерей, а также многочисленные внуки и правнуки смогли приехать на концерт.

Именно от Анны Трофимовны Зей исследовательницы получили много информации: песни, поговорки, рассказы об обрядах и просто о жизни:

«Когда-то давно я спросила Анну Трофимовну:« Скажите, пожалуйста, а что вы делали на Купалу?». «Как что? Марину ставили». «А что такое Марина?». «Да ты что, не знаешь, что такое Марина? Ну пошли, я тебе покажу». Дом Анны Трофимовны находился возле леса: «Да вот», - говорит она и показывает на дерево. «Да это же клен, черноклен татарский», - говорю. «Да какой это черноклен? Это у нас Марина». Действительно, на Купала в Полевой рубили дерево «Марина», ставили посреди улицы, водили хороводы, - рассказала Мирослава Семенова. - Украшали дерево и ягодками, и цветками искусственными. Обязательно на Купалу готовили много вкусной еды: и пирожки, и кулеш».

Реконструкция традиционной обрядности может быть опасной

К народной культуре и реконструкции традиционной обрядности надо относиться с большой осторожностью. В этом на собственном опыте убедились жители поселка Полевая, которые помнят такую ​​историю:

«Интересно, что когда в 1990-х годах началось национальное возрождение, то в народе вспомнили, какие были праздники, вспомнили, что мы украинцы. В Полевой поднялось целое движение за возрождение народных традиций. В селе не было водохранилища, где можно было венки пускать, поэтому на Купалу крестьяне пошли к далекому ставку. И у одной девушки венок утонул. После этого Купалу уже не праздновали, потому что через несколько месяцев совершенно здоровая девушка почему-то умерла. Решили, что лучше судьбу не испытывать, потому что на праздник Купалы пробуждаются не только добрые силы, но и ведьмы, которых в селе раньше было полно», - рассказала Мирослава Семенова.

Фольклорна вітальня«Було би Брежнєва, було б по-прежнєму»

В середине ХХ века поселок Полевая был более оживленным, чем сейчас. Анна Трофимовна, которая всегда занималась и откликалась на все события в стране, считала, что лучше жизнь была во времена Брежнева, и говорила так: «Було би Брежнєва, було б по-прежнєму». Еще жительница Полевой жалела, что в результате урбанизации детей в поселке становится все меньше.

Для маленьких внуков Анна Трофимовна любила придумывать сказки. Одну из таких рассказов удалось записать исследователям, и все гости фольклорной гостиной услышали живой голос Анны Зей, ее колоритное слобожанское произношение с экспрессивно-эмоциональным ударением и волшебный сюжет одной из сказок.

В конце программы организаторы подготовили подарок гостям - просмотр фильма-реконструкции свадебного обряда поселка Полевая, в съемках которого принимали участие и жители села, в частности, и бабушки-исполнительницы, и харьковские девушки из фольклорных ансамблей «Мережка» и «Стежка».

Следующую фольклорную гостиную, которая запланирована на конец декабря этого года, организаторы обещают посвятить традиции поселка Лиман Змиевского района Харьковской области. Песенные произведения этого поселка давно знают и поют все фольклорные харьковские группы.

Фотографии из фольклорной гостиной

 
 
e-max.it: your social media marketing partner