Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo

Основні культурно-мистецькі заходи КЗ «Обласний організаційно-методичний центр культури та мистецтва» на  2020 рік
 
Вічне слово Кобзаря
 
ІV Обласний фестиваль малих сценічних форм «Колібрі»
 
XІХ ВІДКРИТОГО ФЕСТИВАЛЮ ТРАДИЦІЙНОЇ НАРОДНОЇ КУЛЬТУРИ „КРОКОВЕЄ КОЛО” для дітей та молоді

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

Новое видео

Просмотр видео

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Лаборатория исследований нематериального культурного наследия

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 6 шт. )

В Фольклорной гостиной звучали баллады, в которых умершие стали птицами, а дракон пьет девичью кровь

E-mail Печать

Баллады - любимые лирические песни фольклорных коллективов Фольклорная гостиная открыла свои двери 25 октября в Харьковском областном центре культуры и искусства на ул. Пушкинской, 62. Настоящий аншлаг собрали аутентичные коллективы Харьковщины, исполнившие традиционные лирические слобожанские баллады, в которых народ выплакивал самые драматические события в жизни. Именно баллады являются рекордсменами по количеству куплетов и длительности звучания.

Коллектив «Муравский шлях» почти 30 лет собирает и исполняет фольклорБаллады – один из древнейших жанров в народной культуре, известный еще с XII-XIII века. Сегодня это, пожалуй, любимый жанр слобожанских фольклорных коллективов. Именно в них народ не только как бы выплакивал свои беды, но и давал свободу творческому полету фантазии. К примеру, особые переживания подчеркивает образ дочери, у которой было неудачное замужество, она вернулась домой в виде птицы, а мать ее признала и поняла, что дочь прилетела домой умирать.

Куда там мыльным операм…

«Балладный сюжет сложный, детализированный и в песенном измерении требует много времени. Среди лирических песен именно баллады являются рекордсменами по количеству куплетов и длительности звучания, - рассказала ведущая Фольклорной гостиной, руководитель коллектива «Муравский шлях» заслуженная артистка Украины Галина Лукьянец. – Совершенно по-особенному звучат баллады в сольном исполнении. Если в коллективных балладах сюжет развернут, то здесь на первый план выносят именно индивидуальную особенность».

Александра Тимченко исполнила сольную балладуИ действительно, морозом по коже пробирает пронизывающий зычный голос участницы коллектива «Муравский шлях» Александры Тимченко. Она исполнила балладу, сюжет которой по драматизму переплюнул бы любую современную мыльную оперу. Девять сыновей женщины стали разбойниками, и однажды напали на дом лавочника, хозяина и ребенка убили, а хозяйку забрали с собой, и только потом выясняется, что эта женщина – их родная сестра, которую они не узнали, а убили своих зятя и племянника.

Эту балладу исполнительско-исследовательский коллектив «Муравский шлях» записал во время фольклорной экспедиции в селе Шелудьковка Змиевского района. Этот коллектив существует уже почти тридцать лет, и все это время его участники собирали слобожанские песенные жемчужины, объезжали село за селом, находили бабушек, сохранивших традиционные песнопения, записывали аудио, фотографировали. Из этого материала получились целые фильмы-баллады, которые посетители Фольклорной гостиной увидели на экране.

Баллада о драконе: случай из жизни

Аутентичные костюмы выполнены точно в народных традициях

Необычную историю записали в одном из сел Сумской области. Героиня уверяет, что еще ребенком видела, как в их село прилетали ужасные драконы. Сначала они бросали ленту на дороге, и к той девушке, которая поднимет эту ленту, змей потом начинает наведываться, пить ее кровь, пока девушка не погибает. Но часто с неба спускался богатырь на коне и убивал дракона.

Ведущая Фольклорной гостиной Галина ЛукьянецОднажды, как уверяет рассказчица, ее отец лично говорил с богатырем, тот спросил, давно ли пролетал змей, и когда услышал в ответ, что дня три назад, сказал, ну тогда догоним. А в другой раз уже почти умирающая девушка сказала, что негоже дракону пить христианскую кровь, и от одного имени Христа змей умер. Обладательница дивной истории сетовала, мол, напрасно, нынче молодежь не верит в то, что так было на самом деле, и она лично видела тех змиев.

«Бесконечное богатство балладного жанра в украинском фольклоре хорошо иллюстрирует двухтомник под редакцией Алексея Дэя, изданный в серии «Народное творчество» в 1987 году, в котором известный фольклорист называет более 300 сюжетных типов баллад, -рассказывает Галина Лукьянец. – Исследовательница этого жанра София Грица выделила такие тематические группы украинских баллад: мифологические (превращение людей в растения, птиц), семейно-бытовые (о разных семейных драмах с трагической развязкой, убийством, утоплением), социально-бытовые (о болезнях и смерти козаков, чумаков, рекрутов в походах) и исторические (о гайдамаках, встреча родственников в турецком плену и так далее)».

Особенность слобожанских баллад

Коллектив «Слобода» исполняет свой родной русский фольклорБольшинство этих сюжетов встречается и в слобожанском фольклоре. Вот только особенность нашего региона в том, что здесь одни и те же баллады можно услышать и по-украински, и по-русски, в зависимости от местности. А есть и типично русские баллады, сюжет которых редко встречается в украинской культуре.

К примеру, народный аматорский ансамбль «Слобода» Руссколозовского сельского дома культуры Дергачевского района (руководитель Татьяна Афанасьевна Фомина) исполнил балладу «Как во нашей во деревне…» - о том, как сын просил у отца благословение на женитьбу с любимой, но не получил, пошел в сад и зарезался.

Коллектив «Кегичевские песнярки»«Этот сюжет подчеркивает особую роль старшего в семье, которая наиболее характерна для русской культуры», - отмечает Галина Лукьянец.

Коллектив «Слобода» отличает не только характерное русское оканье, но и аутентичные костюмы: кокошники и сарафаны – все точь-в-точь как в старину. А вот в нарядах аматорского фольклорного коллектива «Кегичевские песнярки» Кегичевского районного дома культуры (руководитель Анна Георгиевна Коношко) уже видим корсетки и юбки с фартушками – это украинский фольклор.

В Фольклорной гостиной - аншлагНесмотря на довольно печальную тематику лирических баллад, и зрители, и участники фольклорных коллективов долго не хотели расходиться, все вместе пели известные народные песни. Многие слушатели, подхватывавшие знакомые слова, до сих пор и не догадывались, что это баллады: «Їхали козаки із Дону додому», «Ой там на горі, ой там на крутій», «Ой чиє ж то жито, чиї то покоси».

В завершении вечера все вместе запели веселую песню «Ой, ты Галю...» «Некоторые старинные баллады еще в конце восьмидесятых знали в большинстве харьковских сел: «Ой ковале, коваленку», «Та й затоплю та в новій хаті сирими дровами», «Летів орел через сад зелений», «Ой з-за гір, з-за гір вилітав сокіл», - рассказывает Галина Лукьянец. – Большая популярность и распространенность баллад объясняется еще и тем, что они выполняют воспитательную роль, драматические события вызывают у слушателей и исполнителей искренне сочувствие, трагические развязки предостерегают молодежь от подобных ошибочных поступков в своей жизни. Именно поэтому мы еще в начале девяностых организовали ФольклорнуюИ все же в финале после грустных баллад душа требует веселой точкигостиную, чтобы сохранять традиции, привлекать к ним внимание молодежи и городских жителей. И если на больших фестивалях горожане слышат лишь какие-то отрывки, то в таком формате мы можем более широко представлять наши слобожанские коллективы. А чтобы было интереснее, стараемся проводить эти мероприятия не в виде классического концерта, а вводим интерактивные формы».

В следующий раз Фольклорная гостиная откроет свои двери любителям народных песен уже зимой – ближе к Святочным дням

e-max.it: your social media marketing partner

Дневник экспедиций

Prev Next

Щоденник експедиції с. Вязова Краснокутського району Харківської області 1-5 лютого 1988 р.

  Щоденник експедиції с. В'язова Краснокутського району Харківської області 1-5 лютого 1988 р. Можн...

Подробнее

Бєлгородський район Бєлгородської області, 18-21 вересня 2012 р.

Фольклорно-етнографічна експедиція „Стежками Слобожанщини" по населенним пунктам Бєлгородської облас...

Подробнее

Борисівський район Бєлгородської області, 14-18 серпня 2012 р.

Фольклорно-етнографічна експедиція „Стежками Слобожанщини" по населеним пунктам Бєлгородської област...

Подробнее

м. Балаклія Харківської області, 24 березня 2011 р.

Експедиційний виїзд до м. Балаклія Харківської області Експедиційний звіт Лук'янець Г.В. 24 березн...

Подробнее

с. Петровка Золочевского района Харьковской области. 2 октября 2011

с. Петровка Золочевского района Харьковской области Экспедиционный отчет Лукьянец Г.В. 2 октября...

Подробнее

пгт. Котельва Полтавской области. 27-28 июля 2011

Экспедиция лаборатории исследований нематериального наследия 27-28 июля 2011 пгт Котельва Полтавско...

Подробнее

Фонотека

Prev Next

«Без кукілю, без мітлиці» (щедрівка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«Ішла Марія з монастиря» (колядка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«Меланія пребагата» (щедрівка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«У віконця старенькая мати» (балада) с. Деревки Котелевський район, Полтавська область

Подробнее

«Та й понад нашим яром» (лірична) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Та й ішов козак дорогою» (балада) с. Михайлівка Котелевський район, Полтавська область

Подробнее

«Ой нема гірш нікому» (балада) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Ой на вої нарожденні» (колядка) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Не кропи мати водою» (весільна) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«А до мене вечірком» (жартівлива) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«А в нашого пана береза стояла» (щедрівка) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Славлено, преславлено» (весільна) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Смутний вечір, тихий ранок» (лірична) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Короваю, наш раю» (весільна) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Уже сонце котиться» (буряшна) с. Огиївка, Сахновщинський район, Харківська область

Подробнее

Нотации и тексты

Prev Next

"Уже сонце котиться" (буряшна) с. Огиївка, Сахновщинський район, Харківська область

Подробнее

"Ой, паночку наш, наш" (буряшна) с. Клюшниківка, Миргородський район, Полтавська область

Подробнее

"Ой чиє ж то козеня?" (жнивна) сел. Польова, Дергачівський район, Харківська область

Подробнее

"Ой люди люди вороги" (весільна) с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Горе ж тому а й лебедику" (лірична) с.Матяшівка, кут.Ліски, Полтавська область

Подробнее

"По той бік гора" с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Ой то й на горі" (колядка) с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Вітер віє..." с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Ой, сонце низенько" (весільна) с.Терни, Лубенський р-н, Полтавська область

Подробнее

"Ой, з-за гір, з-за гір вилітав сокіл" (козацька) с.Гоголеве (хут.Марченки), Полтавська область

Подробнее

"Лежить чумак" (чумацька) с.Матяшівка, Великобагачанський р-н, Полтавська область

Подробнее

"Ой рано куры запяли" (колядка) с.Журавлевка, Белгородский район, Белгородская область РФ

Подробнее

"На горі, горі, горіли огні" (колядка) с.Стригуни, Борисівський район, Бєлгородська область РФ

Подробнее

"Смутний вечір, тихий ранок" (лірична) м.Балаклія, Харківська область

Подробнее

"Славлено, преславлено" (весільна) м.Балаклія, Харківська область

Подробнее