Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo grant rus

 
OCT
 
Культурно-мистецькі заходи на 2021 рік
  
Статут
 
folk
 

Нове у віртуальній галереї

 
grafik
 

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Отдел инвестиций и социально-культурного развития

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 5 шт. )

Представитель Харькова побывала в Грузии для обмена опытом в реформировании культурной политики

E-mail Печать


DSC 0306В 2013 году Региональное бюро мониторинга и развития институционального потенциала (г. Киев) Программы «Культура» восточного партнерства проводит цикл воркшопов по обмену опытом в сфере культурной политики: «Стратегии и концепции для реформ культурной политики». 19-21 июля 2013 года в г. Гори (Грузия) прошел второй воркшоп на тему: «Системный подход – определяем и формулируем цели». Участниками второго воршопа стали 37 представителей стран Восточного партнерства (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдова, Украина) - авторы культурных проектов, которые были отобраны экспертами в еще в апреле, в том числе и представитель Харькова – зав. отделом инновационных технологий социально-культурных проектов Областнго центра культуры и искусства Оксана Бугайченко.

Программа воркшопа была насыщенной: лекции по вопросам культурной политики и стратегий развития культуры, по вопросам высвобождения и активизации творческого потенциала городов и регионов, презентация практического опыта Грузии в области решения приоритетных задач сектора культуры путем реализации проектов в рамках Программы Восточного партнерства «Культура», работа в группах («полевые исследования» культурных институций города Гори и разработка рекомендаций по повышению эффективности их деятельности), тьюторинг проектов (консультации кураторов), ролевые игры на основе домашних заданий по воркшоп-проектам, работа в группах по выполнению заданий с использованием индекса творческого потенциала города и др.

Воркшоп - это интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Акцент делается на получении динамического знания. Необходимые теоретические «вкрапления», как правило, кратки и играют незначительную роль, в центре же внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Исходя из этого, наиболее полезными и эффективными оказалась работа в группах, которые совершали ознакомительные визиты в учреждения культуры и туризма города Гори, а также освоение новой методики определения индекса креативности городов. Тем более что во втором случае работу курировал один из авторов методики определения творческого потенциала города – Фил Вуд.

Ознакомительные визиты были включены в программу второго воркшопа для демонстрации связи между теорией и практикой, развития умений участников в сфере концептуального стратегического мышления, демонстрации разнообразия профессиональных практик, анализа различных аспектов менеджмента культурной сферы Гори и региона, составления рекомендаций для поддержки культурных организаций с целью повышения эффективности их работы. Участники были распределены на 6 групп для посещения таких объектов, как:

- историко-этнографический музей (включая встречу с преподавателями школы искусств);
- культурно-образовательный центр для детей и молодежи (включая встречу с представителями городской библиотеки);
- Государственный драматический театр г. Гори им. Георгия Эристави;
- три фольклорных ансамбля (собранные в одном месте);
- туристический инфоцентр и долина Атени;
- туристический инфоцентр и пещерный город Уплисцихе.

DSC 0274В ходе ознакомительных визитов собиралась информация для последующей работы в группах по таким темам, как: экспресс-картирование культурных ресурсов г. Гори; анализ основных проблем, слабых сторон, активов, преимуществ и т.п.; выводы по приоритетным вопросам и проблемам, которые следует решить в г. Гори при разработке стратегии в сфере культуры; стратегические рекомендации для г. Гори (формулирование целей, предложенные меры для их достижения), которые (в зависимости от посещаемого объекта) должны содействовать: а) развитию города (в т.ч. культуры и туризма); б) развитию сельского (зеленого) туризма в долине Атени; в) развитию музейного сектора и т.д.

Обследование проводилось с использованием следующих методов анализа:

1. Беседы с ключевым персоналом (директор, менеджер, руководитель организации).
2. Ознакомление с предоставленными документами (при их наличии).
3. Личные наблюдения во время визита.
4. Групповой бренсторминг, способствующий анализу, формулированию выводов и выработке рекомендаций.
5. «Нетрадиционный подход» (поиск инновационных путей решения проблем).

Работа строилась таким образом, что после ознакомительного визита, который длился 2-2,5 часа, у каждой группы было по 3 часа для формулирования впечатлений, анализа, выводов и рекомендаций. Кроме того, один представитель из каждой группы имел возможность проинтервьюировать представителей Горийского муниципалитета. Итогом этой работы стала презентация каждой группой, в присутствии представителей посещенных организаций, результатов «полевых исследований» (основные наблюдения, выводы и рекомендации) и передача подготовленного отчета соответствующим организациям после воркшопа.

Во время работы над освоением методики определения творческого потенциала городов участники воркшопа были разделены на три группы (в соответствии с направленностью их воркшоп-проектов) и под руководством тьютеров проводили анализ одного из городов. Основное содержание этой работы заключалось в заполнении двух анкет. Первая содержала ряд культурных дилемм и шкалу под ними от -5 до 5, на которой надо было отметить кругом актуальную ситуацию в городе и квадратом – желаемое положение дел после реализации Культурной стратегии

Эта анкета включала, например, такие вопросы. Культура важна сама по себе (цель) или как средство для решения других социальных и экономических задач? Насколько широко Вы интерпретируете культуру? Это высокое искусство или образ жизни? Развитие культуры должно фокусироваться на сохранении культурного наследия или на развитии современных культурных форм?

Вторая анкета содержала 21 вопрос (в оригинальной методике их около ста), которые касались лидерства и управления городом, места и идентичности, социальной среды, знаний, таланта и предприимчивости населения, стиля жизни и благополучия. Каждый раздел содержит целый ряд вопросов и несколько вариантов ответов на них.

DSC 0314Например, были такие вопросы. Насколько Вы доверяете институциональным структурам Вашего города (полностью, в большинстве случаев, иногда, немного, совсем не доверяю); Ваш город – интересное место? (люди проводят вне дом намного больше времени, чем я ожидал; в городе много кафе и ресторанов; в нашем городе оперативно демонстрируют все кинопремьеры; в этот город приезжает много людей, потому что здесь интересно; ночью улицы в городе вымирают и т.д.)

Методика предполагает, что подобным анкетированием должно быть охвачено, по меньшей мере, пятьсот респондентов, представляющих разные слои общества, разные сферы деятельности (от 10 до 30 по каждому направлению) и тогда можно получить интересную картину, позволяющую как минимум инициировать дискуссию, как максимум – делать выводы о существующем положении дел (как его видят жители) и о тех направлениях творческого потенциала, которые можно и нужно развивать.

Интересный опыт и получение определенных рекомендаций в области улучшения документов по культурной политике участникам воркшопа принесла и работа в группах на основе результатов домашних работ по разработке воркшоп-проектов. Традиционно разделяясь на 6 групп, участники проекта должны были сделать резюме (презентацию ключевых моментов) своего проекта перед группой и выслушать комментарии, вопросы, замечания, аргументы «за» и «против», предложения по улучшению со стороны всех участников группы. При этом каждый участник должен был играть роль представителя внешней организации (представитель Министерства культуры, представитель местных органов власти, представитель неправительственной организации соответствующего сектора культуры, международный эксперт в области культурной политики, представитель СМИ), а также комментарии и предложения, соответственно, должны были озвучиваться, исходя из определенной должности. Подобная форма работы помогает увидеть все плюсы и минусы проекта с точки зрения представителей разных групп влияния.

DSC 0335 copyИнтересным в работе воркшопа было и выступление представителей культурных институций Грузии (Леван Кетагури, Научно-исследовательский институт искусств Государственного университета Илии; Нина Гуния-Кузнецова, Союз молодых театров Валериана Гуния; Анна Шанвиашвили, Центр искусств и культуры Грузии; Михаил Церетели, Национальный музей Грузии и др.), которые рассказали о тенденциях в культурной политике Грузии, ее этапах и моделях, о создании Единой Базы Данных по управлению Культурным Наследием Грузии и ГИС портала, о проектах, реализуемых благодаря финансовой поддержке ЕС в рамках Программы Восточного партнерства «Культура».

Ведущими воркшопа стали международные тренеры и эксперты, среди которых: Татьяна Белецкая (Региональное бюро мониторинга и развития институционального потенциала, Киев, эксперт по развитию институционального потенциала), Лидия Варбанова (Jon Molson School of Business, David O´Brien Center For Sustainable Enterprise, Concordia University, Monreal, консультант, исследователь и тренер в области культурной политики и управления), Лучиано Глоор (руководитель Регионального бюро мониторинга и развития институционального потенциала, Киев), Фил Вуд (главный советник Совета Европы по реализации программы «Межкультурные города»), Нино Гедеванишвили (директор Национального музея «Национальная галерея Дмитрия Шеварнадзе», Грузия), Лейла Туманишвили (руководитель отдела информационных систем Национального агентства охраны культурного наследия, Грузия).

Напомним, что 17-20 апреля 2013 года в Молдове проходил первый воркшоп «Создание завтра уже сегодня – мыслить и действовать стратегически». В нем также приняла участие представитель ООМЦКИ Оксана Бугайченко.

 

e-max.it: your social media marketing partner