foto


foto 61002, Україна, м. Харків, вул. Пушкінська 62 foto +380 (57) 700-26-62  foto info@cultura.kh.ua foto www.cultura.kh.ua


Рейтинг статьи:

Практика, основанная на стратегии: воркшоп по обмену опытом в сфере культурной политики в Баку

Комментариев: 0
Печать


alt21-24 июля 2014 года в столице Азербайджана городе Баку прошел очередной воркшоп из цикла этого года по обмену опытом в сфере культурной политики «Инструменты и подходы к имплементации реформ культурной политики». Тема бакинского воркшопа звучала так: «Практика, основанная на стратегии: подходы к стимулированию перемен к лучшему». В работе этого семинара-практикума, как обычно, принимали участие представители сферы культуры стран Восточного Партнерства. Круг вопросов, рассматриваемых во время работы воркшопа, был не слишком широк, что позволило тщательнее проработать теорию и получить необходимые практические навыки в разработке плана имплементации культурных стратегий.

altВ первый же день работы прошла открытая сессия с участием заместителя министра культуры и туризма Азербайджана Севды Юсуф кызы Мамедалиевой, представителей государственных и общественных организаций культуры республики, представителей частных туристических фирм, посвященная презентации стратегии культуры Азербайджана. На основе опыта Азербайджана была предпринята попытка изучить «Национальную стратегию культуры» как инструмент реформ в сфере культуры. Интерактивная обратная связь в форме вопросов и ответов позволила определить взаимосвязь между стратегией и работой над практическими проектами. Надо сказать, что в ходе анализа и обсуждения в группах был сделан вывод о том, что представленный нам документ не совсем отвечает требованиям составления стратегий и представляет собой, скорее, некий концепт, основные направления культурной деятельности, одобренные президентом.

altВ дальнейшем работа участников воркшопа проходила над формированием общего видения одной из пяти выбранных ранее тем: развитие аудитории; креативные города/стратегии культурного развития; продвижение культурных продуктов и услуг; альтернативные источники финансирования культуры; децентрализация культуры. Концепция воркшопа дает уникальную возможность сочетать практику и обучение, что позволяет повысить уровень знаний, а также выработать и усовершенствовать практические навыки.

altЧтение книг или прослушивание лекций дает знания, но не дает умения. Умения же приобретаются применением знаний на практике. Результатом отсутствия обучения, ориентированного на практику, является отсутствие умения. Поэтому значительная часть времени воркшопа была посвящена практическому обучению, а именно работе над двумя кейсами под руководством известных тренеров и экспертов по вопросам культурной политики: «Культурное предпринимательство на уровне общины» (Рут Черрингтон, Великобритания) и «Системный подход к разработке культурной политики и стратегий развития креативных индустрий и необходимый инструментарий» (Рагнар Сиил, Эстония).

altУчастники воркшопа были разделены на две группы, каждая из которых работала над одним из кейсов. На следующий день группы менялись. Во время работы над первым кейсом необходимо было сформировать комитет клуба Wibsey WMC, который стремится преодолеть определенные трудности (адаптировать «старую» модель клуба или создать новую, которая позволит спасти клуб и откроет для него перспективы развития). Основные вопросы, которые необходимо было решить, это финансирование, управление клубом, его устойчивое развитие. В ходе работы участники группы узнали об истории существования в Англии клубов Wibsey WMC (самофинансируемые и самоуправляемые клубы, создаваемые представителями рабочего класса для организации своего отдыха) и сети читалишт (домов культуры) в Болгарии; о краудфандинге (практике финансирования проекта или деятельности путем сбора небольших сумм среди большой группы людей, как правило, через Интернет) и краудсорсинге (способе получения информации, ресурсов, контента, услуг, помощи для решения определенной задачи, реализации проекта или проведения мероприятия, заручившись помощью и поддержкой многих людей на платной или бесплатной основе).

altВторая группа в это время занималась определением креативной экономики, сущности креативных индустрий и тех направлений культурной деятельности, которые могут к ним относиться. При этом выяснилось, что строгого определения и четкого понимания, что именно относится к креативным или творческим индустриям, креативной экономике, в Европе нет. Существует масса определений. Но в целом группа пришла к выводу, что к культурным индустриям относится сценическое и визуальное искусство, культурное наследие и собственно индустрии кино, видео, телевидения, радио, новых медиа, музыки, книг, публикаций и прессы. К творческим же индустриям относятся архитектура и дизайн, графический дизайн, мода и реклама.

altРагнар Сиил, ранее занимавший пост госсекретаря Эстонии по вопросам искусства, на сегодняшний день является экспертом по вопросам культурной политики и креативных индустрий, а также основателем и управляющим партнером эстонского аналитического центра и консалтинговой группы по вопросам креативной индустрии. Его опыт в разработке культурной политики Эстонии на период до 2020 года, а также политики по вопросам креативной индустрии, оказался очень интересным и полезным для участников воркшопа. Кроме того, Р. Сиил является председателем экспертной группы ЕС по вопросам культурного и креативного сектора. Он представил руководство по разработке культурной политики и стратегии в области развития культурных и креативных индустрий, целью которого является демонстрация местным, региональным и национальным органам власти и культурному сообществу потенциала культурных и креативных индустрий (ККИ) в контексте регионального и местного развития. Представленное руководство может помочь в создании жизнеспособных местных, региональных и национальных стратегий в области культурных и креативных индустрий. Кроме того, оно сможет стать инструментом планирования и стратегического использования программ поддержки ЕС (в т.ч. структурных фондов, Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских районов и др.) с целью укрепления потенциала культуры и обеспечения благоприятных эффектов для экономики в целом.

altДля создания нового культурного управления, которое опирается на локальную идентичность и учитывает аспекты устойчивого развития в культурной политике, Повестка дня на ХХІ век (программа действий, принятая ООН с целью устойчивого развития в XXI веке) для культуры призывает города разрабатывать долгосрочные стратегии в области культуры, а саму систему культуры – влиять на ключевые инструменты планирования в регионе/городе.

altГоворя о сопутствующих положительных эффектах культуры для других отраслей экономики, участники воркшопа ознакомились с восьмиуровневой моделью косвенных эффектов развития культуры: инновации, благосостояние, устойчивое развитие, социальная сплоченность, новые модели предпринимательства, непрерывное самообразование, «мягкая сила» (культурные и творческие производства считают элементами, значительно способствующими улучшению репутации и повышению авторитетности страны на всех уровнях международных отношений, как политических, так и экономических), местная идентичность. Значение этой модели раскрывается в полной мере в соответствующей программе ЕС «Культура 3.0», где активный доступ к культуре и участие в культурной деятельности становятся социальной нормой и естественным вектором развития инновационной экономики и современного общества. Однако это не означает, что прямой макроэкономический эффект роста культурных и творческих индустрий нивелируется. Аналогично, Программа «Культура 3.0» не отрицая развивающей роли туризма, подчеркивает, что он не должен рассматриваться в качестве основной движущей силы развития, возглавляемого культурой, а, скорее, как взаимодополняющий сектор, который создает экономическую ценность как следствие основных факторов развития. Процветающая культурная среда также может быть привлекательной для культурного туризма, но не наоборот, так как мощные туристические потоки без сильной и живой базы культурного производства быстро превращает среду в зависимый от туристов тематический парк.

altПосле работы над кейсами работа была продолжена в направление рассмотрения проектов участников воркшопа. Они должны были провести так называемый питчинг, то есть представить свои проекты с точки зрения трех основных вопросов: почему это необходимо сделать; как это можно сделать; когда (за какой период времени) это можно сделать. Пятиминутный питчинг, как правило, сопровождался вопросами, комментариями и рекомендациями группы.

altОчень интересными и познавательными для участников бакинского воркшопа стали ознакомительные визиты в местные культурные институции: дворец культуры в поселке Мардакян, активно ведущий работу по развитию аудитории, а также в музеи и культурные центры Баку (Ичери-шехер или «старый» город – старинный жилой квартал и историко-архитектурный заповедник в столице Азербайджана; дворец Ширваншахов – дворцовый ансамбль XIII – XVI вв., культурный центр им. Гейдара Алиева, музей современного искусства и др.).

Результаты воркшопа, проходившего в Баку, станут основой для третьего и последнего в текущем году, а также всего цикла воркшопов по обмену опытом в сфере культурной политики 2013-2014. Этот воркшоп состоится 8-11 октября в г. Минске (Беларусь). Он должен способствовать достижению нашей общей цели, которая заключается в усилении роли культурного сектора и повышении профессионального уровня представителей культурного сектора в странах Восточного Партнерства.

Оксана Бугайченко, заведующая отделом инновационных технологий соціально-культурных проектов КУ ООМЦКИ

  3  2alt

e-max.it: your social media marketing partner