Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

Terreidos
 
Святовид
 
Закодоване щастя
 
III Регіональний фестиваль – конкурс  вокального мистецтва «Душі криниця»
 
Статут
 
folk
 
Основні культурно-мистецькі заходи КЗ «Обласний організаційно-методичний центр культури та мистецтва» на  2020 рік
 

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)
A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 11 шт. )

Молодые ученые обеспокоены: возможно ли развитие национальной истории в эпоху глобализации?

12-14 октября сотрудник лаборатории исследований нематериального культурного наследия Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусств Светлана Коновалова участвовала в Международной молодежной конференции «Национальная история в глобализированном мире: вызовы перед Украиной». Она поделилась своими впечатлениями и мыслями, привезенными с конференции.1902

- Светлана, расскажите, в чем особенность этой конференции?

- Мероприятия такого уровня, тем более в молодежном формате, для Украины являются большой редкостью. Прежде всего, нужно отметить масштаб конференции: среди присутствующих было представители, наверно, всех самых больших украинских университетов, а также также ученые из ближнего зарубежья: Польши и Беларусии.

Хотя конференция позиционировалась организаторами как историческая, красной нитью проходила идея совместить и примирить классический историзм с теми вызовами современности, которые очень сложно осмыслить исключительно в исторической перспективе. Это и составляет, по моему мнению, основную причину активного поиска компромисса между историей и современной социологической, политологической, культурологической проблематикой.

1903

- И какие темы стали предметами для обсуждения?

- Темы были совершенно разные. Начиная с древних времен и заканчивая современными проблемными полями исторической науки и междисциплинарных исследованиях. Много говорили о таких проблемных моментах истории Украины, как деятельность ОУН-УПА, история Второй мировой войны, индустриализация XIX в. как явление, которое во многом сформировало настоящее лицо украинских земель. Лично я подняла вопрос о межэтнической коммуникации в современных условиях культурного пограничья на примере города Харькова. Еще несколько моих коллег освещали ту же тему, но уже на примере украино-польского и украино-белорусского пограничья. Тенденциозно молодых исследователей интересуют больше проблемные аспекты, скажем, трагические страницы украино-польских отношений в годы Второй мировой войны, к которым сегодня подступаются, вооружившись инструментарием oral history.

 

1904

- А не доходило ли до конфликтов, насколько острой была дискуссия?

- Мой доклад вызвал оживленное обсуждение и интерес. Вопросы были разные. Мне запомнился следующий: действительно ли в эпоху постсовременности, в эпоху политических наций проблема межэтнической коммуникации настолько актуальна? Каким образом сегодня сочетаются разные типы идентичности: этническая, национальная, классовая и т.д.? Насколько перспективно рассматривать проблемы межэтнической коммуникации в исторической перспективе или как повлияли процессы межэтнической коммуникации 100-200-300-летней давности на современную ситуацию?


1907

- Так какие направления в современной исторической науке и гуманитаристике актуальны? И с какими проблемами сталкиваются молодые исследователи?

- В ходе работы конференции стало очевидно, что историческая методология в охвате сложных феноменов современности не является совершенной. Возникают лакуны и в попытке объяснить те процессы, которые происходят сейчас, и при анализе событий прошлого. Здесь, в пределах исторического дискурса, и становятся необходимыми уже упоминавшиеся методы устной истории. Создается впечатление, что сегодня носители традиционного мировоззрения, «незапятнанного» академизмом, - это палочка-выручалочка, неисчерпанный лимит, к которому стали обращаться исследователи.

1908

- Конференция была заявлена ​​как историческая, но Вы - культуролог по образованию, а не историк ...

- В работе конференции принимали участие и социологи по образованию, и политологи, и культурологи. Всем, кажется, понятно, что междисциплинарного диалога уже не избежать. Для меня как молодого этнолога-антрополога, которому еще предстоит искать свой академический путь, особенно важным является включение пласта традиционной культуры в широкий междисциплинарный научный оборот.

До сих пор можно услышать мнение, что этнология находится на определенной обочине от мейнстримовых исследований, представляется этакой сказочкой, которая если и может быть интересной, то вряд ли актуальной в современном мире. Но от собственной истории, от традиционной культуры, носителями которой в определенной мере является каждый из нас, никуда не деться. Это та почва, на которой нынешние культурно-социальные процессы, которые пришли с Востока, Запада, откуда угодно, развиваются и приобретают здесь особые, локальные формы.

1909

- Обращаются ли историки до достижений этнографии и этнологии?

- Многие историки, разрабатывая крайне сложные темы, обращались и обращаются к этнографическому материалу. Тот же Александр Сумцов, известный исследователь Слобожанщины, касался проблем межэтнической коммуникации. Из современных историков - Владимир Маслийчук, который написал в свое время чудесную книгу, посвященную истории взаимодействия различных этносов на слободских землях. Владимир Кравченко также касался этой темы, создав интересное и нетрадиционное для украинской науки исследования социально-культурной истории харьковского региона от начала его заселения до наших дней. Эти последние исследования - примеры успешного приспособления весьма непластичных историографических, этнографических источников к современной методологии, которая пытается, как сейчас говорят, «схватить современность за живое». Задача не из легких, но с ним успешно справляются.

1910

- Так какие же вызовы стоят перед Украиной, как развивать национальную историю в глобализованном мире?

- Заявленная тема конференции напрямую связанная с понятием глобализации, превратилась в определенный конструкт, методологическую и теоретическую сетку, в которой, хочешь-не хочешь, можешь-не можешь, но приходится работать. Если учесть отрыв украинской науки от общемировых тенденций, то этот вопрос стоит еще острее. Вдруг оказалось, что необходимо быстро догонять мир, осмысливать реальность, которая динамично меняется. Перед Украиной, которая до сих пор, кажется, не оправилась после 1991 года, остро стоят вопросы, как возможна (и возможна ли вообще) национальная история в ситуации, когда мир стал широким, необозримым и одновременно поощряющим движение? Есть ли смысл говорить в таких условиях о национальной, региональной, конфессиональной идентичности? Как совместить совершенно разные, порой враждебные национальные нарративы: Украины и России, Украины и Польши и т.п. И надо ли это делать?

- Что ж, ученым есть над чем работать. Спасибо за беседу.

Беседовала Маргарита Изварина

Источник фото: прес-служба ВМГО "Українська народна молодь"

e-max.it: your social media marketing partner