Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo ms rus

КРОКОВЕЄ КОЛО для дітей та молоді 2019 р.

 

Основні культурно-мистецькі заходи КЗ «Обласний організаційно-методичний центр культури та мистецтва» на  2019 рік

ТРАДИЦІЙНА КУЛЬТУРА В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ: ЗБЕРЕЖЕННЯ АВТЕНТИЧНОСТІ ТА РОЗВИТОК КРЕАТИВНИХ ІНДУСТРІЙ

Традиційна культура європейських країн

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

Новое видео

Просмотр видео

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт http://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Отдел современного искусства Галерея «Мистецтво Слобожанщини»

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 1 шт. )

Культурные истоки украинской женственности искали посетительницы женского клуба

E-mail Печать

Antonina Demidova 30 апреля в галерее «Мистецтво Слобожанщини» областного центра культуры и искусства прошла встреча в рамках заседания Женского клуба (ведущая – психолог Антонина Демидова). Беседа была посвящена теме изменения традиционных представлений о роли женщины и ее предназначении сквозь призму культурных трансформаций.

«Для того чтобы овладеть искусством быть настоящей женщиной, необходимо знать, какие должны быть ориентиры, - отметила ведущая психолог Антонина Демидова. – Чтобы понять, каковы природные задачи представительниц женского пола, на чем основывается и что из себя представляет традиционная украинская женственность, нужно понимать, в чем заключалось счастье женщины в историческом прошлом и как оно изменилось сегодня под влиянием прогресса и эмансипации, с чем связаны изменения в представлении о роли женщины в современном обществе».

Казак куда хочет, туда и скачет

Если обратиться к истории, то станут понятными многие сложившиеся веками мотивы поведения мужчин и женщин в семье. К примеру, казакам в Запорожской Сечи под страхом смертной казни запрещалось приводить женщин. Кроме того, запорожцы считали нежелательным для казака жениться в молодые лета. В основе этих обычаев было, во-первых, желание иметь регулярное войско с высокой боевой готовностью. Это достигалось за счет отречения запорожцев от семей, женщин вообще и концентрации всех своих умственных и физических сил на военном деле. Во-вторых, у казака была очень опасная жизнь, ему постоянно грозила смерть, иметь жену и детей при таких обстоятельствах значило сознательно обрекать их на вдовство и сиротство.

На одном из запорожских флагов был изображен казак на коне и надпись: «Казак куда хочет, туда и скачет, никто за ним не заплачет». Но ведь у каждого казака была мать, сестры, возлюбленные, невесты, были и жены с детьми. И плакали, отправляя казаков на Сечь, в поход, ждали годами их возвращения, вели без мужчин домашнее хозяйство, растили и воспитывали сыновей, и снова их провожали вслед за отцами...
DSC 0164

Знаменитая песня «Реве та стогне Днепр широкий...» - это начало баллады Тараса Шевченко «Причинна» о страшной трагедии. Потеряв надежду дождаться возвращения казака, девушка в тоске умирает, а казак, вернувшись, с горя кончает жизнь самоубийством. Мы восхищаемся любовью Ромео и Джульетты и не знаем, что имеем в украинском народном творчестве и в произведениях наших поэтов непревзойденные шедевры такой же о любви. Или возьмем стихотворение того же Шевченко «Тополя» о девушке, которая от напрасного ожидания своего любимого превратилась в тополь:

Таку пісню чорнобрива
В степу заспівала.
Зілля дива наробила –
Тополею стала.
Не вернулася додому,
Не діждала пари;
Тонка-тонка та висока –
До самої хмари...

Тема разлуки казака с девушкой нашла отражение также в народной живописи, в вышивках.

DSC 0202Здесь девушка первой сватается к парню

Так или иначе, такая доля способствовала формированию в украинской женщине независимого характера, высокого авторитета и уважения в семье. Как истинные рыцари, казаки показывали свою храбрость и силу на поле боя и в походах, а вот дома всю власть отдавали женщинам.

«Насколько помню сама и знаю из преданий, в нашем роду владычествовал матриархат, - говорит Антонина Демидова. – Когда что-то спрашивали у моего отца, он говорил: «Спросите у матери. Как она скажет, так и будет!».

На независимые черты характера украинской женщины обратил внимание французский инженер и военный картограф Боплан, который в середине 17-го века находился на польской службе на территории Украины. В своей книге «Описание Украины» он пишет: «Здесь, в отличие от обычаев и традиций других народов, девушка первой сватается к молодому человека, которого себе выбрала. Их традиционный и несокрушимый обычай почти всегда девушке в этом помогает, и она более может добиться успеха, чем парень, если бы осмелился первым свататься к избранной девушке. Вот как это выглядит. Влюбленная девушка идет в дом молодого человека, которого любит, в то время, когда надеется застать дома отца, мать и своего суженого. На пороге приветствуется словами: «Помогай Бог», что является обычным их приветствием, когда заходишь в чей-то дом. Войдя в дом, девушка берется восхвалять того, кто пришелся ей по сердцу...: «Вижу с твоего лица, что ты человек хороший, будешь бережным и любить свою жену. Надеюсь, что из тебя получится хороший хозяин. Эти твои хорошие качества заставляют меня склоненно простить взять меня в жены». Произнеся это, она обращается с подобными словами к отцу и матери парня, покорно попросив согласия на их брак. А если же получит отказ или отговорку, якобы парень еще молод и не готов к бракосочетанию, то девушка отвечает, что не оставит их дома, пока он не женится и не возьмет ее себе в жены. А произнеся это, девушка упрямо стоит на своем и не выходит из комнаты, пока не получит того, что требует. Через несколько недель родители вынуждены не только согласиться, но и убеждать сына, чтобы тот внимательнее присматривался к девушке, как к своей будущей жене. А молодой человек, видя, как упорно девушка желает ему добра, теперь начинает смотреть на нее как на свою будущую обладательницу. Настойчиво просит у родителей разрешения ее любить. Вот как влюбленные девушки в этом крае устраивают свою судьбу, заставляя родителей и суженого выполнить свое желание... Обычай, который описал, водится только между людьми равного положения, поскольку в этом крае все крестьяне одинаково богатые, и нет большой разницы в их состоянии».

За равноправие женщины не боролись, оно у них и так былоDSC 0206

Об относительной независимости украинской женщины и уважении к ней в казацкие времена свидетельствует ее высокая образованность. Павел Халебский в 1654 году записал: «От города Рашкова и по всей земле казаков мы заметили прекрасную черту, которая разожгла наше удивление: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные песнопения...».

Как свидетельствуют источники, в казацкие времена (XVI-XVII вв.) независимости украинской женщине-шляхтичке могла позавидовать дворянка любой европейской страны, ибо она была равноправной с мужем, имела такие же гражданские права, личную независимость, как ее муж-шляхтич. Женщины были членами церковных братств, основывали школы, монастыри, богадельни, служили в армии (!), воспитывали детей, сами распоряжались своим имуществом, управляли им, разрывали брак.

Чувство достоинства и уважения, которые окружали украинскую женщину в те времена, способствовали тому, что она возносилась к высокому пониманию интересов народа и Отечества. Высокий уровень земледелия в сочетании с трудолюбием и душевной красотой украинской женщины превратил ее в золоторукую хозяйку-волшебницу. Эта черта женщины с давних времен считалась в Украине ведущей в определении ее достоинств. Вот как поется в одной из колядок:
У нашого хазяїна хороша жона:
Раненько встає, по двору походжає,
По двору ходить, як зоря сходить,
По дрова пішла – золото внесла,
По воду пішла – мед-вина внесла,
В світлоньку ввійшла – все панове встало,
Все панове встало, шапочку ізняло.
Один каже: – Царівна увійшла,
Другий каже: – Королівна увійшла,
А третій каже: – Це не царівна і не королівна,
Це бо жона пана хазяїна.

В волшебном мире, который создавала в семье украинская женщина-мать, брали свое начало идеалы народной педагогики, в основе которых было воспитание любви к труду и чувство человеческого достоинства. У мальчика, будущего казака, воспитание этих черт, а также таких, как отвага, самоотверженность, происходило на гуманистической почве, которая закладывалась матерью, в том числе посредством песни и эстетического содержания быта.

DSC 0151Женщина по-прежнему держит быт, а казаки не воюют

Со времен казачества минуло более двух столетий. За это время судьба украинской женщины прошла тяжелые испытания: крепостничество, войны, голод, репрессии... Но не потеряла она такие черты духовной красоты, как доброта, милосердие, щедрость, верность, трудолюбие, остроумие, веселость, напевность. Присмотритесь внимательнее к любой девушке или женщине.

Но чем же отличается современная украинская семья от семьи времен казачества?

«Наверное, основа кроется в обоюдном уважении и страхе потерять любимого человека, - считает Антонина Демидова. – Украинская женщина, как и прежде, готова нести на себе весь быт, но сейчас мужчины в большинстве своем живут мирно, без войны, отчего потенциал мужской силы не реализуется и, наверное, задача женщины показать своему возлюбленному его нужность. Логично предположить, что в уюте и мире человек чувствует себя счастливо и, конечно же, желания уходить или вести себя отрицательно не будет возникать. А женские желания заботиться и создавать уют будут расти и крепнуть, если она будет видеть рядом с собой надежного, любящего человека, которому можно доверять и положиться на него. Такое обоюдное уважение и глубину отношений легко предположить на словах, на практике же существует множество разногласий».

Анализ и методы преодоления проблем для достижения гармонии в семье и обсуждались в женском клубе. Кроме того, участницы задавали личные вопросы, с которыми сталкивается большинство современных женщин, оказавшихся оторванными от исконных традиций.

Справка. Антонина Демидова – дипломированный психолог. Работает в направлении гештальт-терапии, проводит частные консультации, автор и ведущая тренинга «Быть женщиной – искусство».

 

e-max.it: your social media marketing partner

Выставки

Prev Next

Персональна виставка графіки харківської художниці Одарки Воронової «Перевтілення»

  З 10 по 24 лютого 2018 року в художній галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва проходить...

Подробнее

Виставка сучасного українського іконопису

  З 19 січня по 3 лютого 2018 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва ...

Подробнее

Виставка художніх робіт «Різдвяний подарунок Слобожанщині»

  Виставка художніх робіт викладачів та учнів художнього відділення Первомайської дитячої школи мистецтв «Різдвяний подарунок Слобожанщині»   28 ...

Подробнее

Виставка живопису, графіки, скульптури сучасних художників «Образ дитини»

    З 7 по 23 грудня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва  експонується вист...

Подробнее

Збірна виставка робіт з валяння "Вовна сучасності. Нові реалії традицій"

  16 листопада 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулося відкриття збі...

Подробнее

Персональна виставка графічних робіт і батика Алли Рукавіциної «Луной был полон сад»

  21 жовтня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася персональна вис...

Подробнее

Персональна виставка живопису та графіки харківського художника Сергія Грічанка «My dream Israel»

26 жовтня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася персональна виставка...

Подробнее

Персональна виставка батику та художніх робіт Наталії Владимирової «Декоративна Україна»

      З 14 по 30 вересня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтв...

Подробнее

Фотовиставка переможців конкурсу «5-та стіна. Театри Харківщини»

23 серпня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулося урочисте відкриття фо...

Подробнее

Персональна виставка живопису Юрія Кузнєцова «За покликом пензля»

4 серпня 2017 року у галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася персонал...

Подробнее

Персональна виставка акварелі Ольги Бабіч «Увертюра»

6 липня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулося відкриття персональної ...

Подробнее

Виставка дитячих малюнків учнів шкіл Харкова і Харківської області «Оберігаємо життя!»

  15 червня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулося відкриття вистав...

Подробнее

Підсумкова обласна виставка художніх робіт «Надія Слобожанщини»

25 травня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрито Підсумков...

Подробнее

VII виставка студентів і викладачів Харківського художнього училища «Дарую майстерність»

27 квітня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася VII виставка студе...

Подробнее

Виставка художніх робіт «Мить»

 6 квітня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва розпочала експ...

Подробнее

Міжнародна виставка китайського живопису «Мистецтво Чжень Шань Жень»

16 березня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася Міжнар...

Подробнее

Виставка художніх робіт (гобелен, живопис) Антоніни Анорічевої-Єрьомки «Українська рапсодія»

23 лютого 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилась персона...

Подробнее

Персональна фотовиставка жіночого портрета Валентини Хруслової «Чарівна і загадкова»

2 лютого 2017 року галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася персональн...

Подробнее

Обласна виставка кераміки та художніх робіт «Різдвяний подарунок Слобожанщині»

    12 січня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилась  О...

Подробнее

Х підсумкова фотовиставка Обласної громадської організації «Харківський фотоклуб» «FOCUSники»

  22 грудня 2016 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилась 10...

Подробнее

Виставка за результатами міжнародного конкурсу ім. Зінаїди Серебрякової

  Виставка за результатами міжнародного конкурсу ім. Зінаїди Серебрякової «НЮ. Живопис. Графіка. Скульптура»   1 грудня 2016 року в галереї «Мист...

Подробнее

Персональна виставка гобеленів Олега Слєпцова «Архітектурний пейзаж»

10 листопада 2016 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулось від...

Подробнее

Виставка Анатолія Мороза (Архімандрита Миколая) «Тут і зараз»

  20 жовтня 2016 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилась пе...

Подробнее

Виставка живопису Марка Константинопольського «Етюдні переспіви»

  29 вересня 2016 року в стінах мистецької галереї «Мистецтво Слобожанщини» відкрилась персональна виставка живопису харківського художника Марка К...

Подробнее

Виставка Харитона Думбур, Олени Думбур і Олександра Петрова «Слобожанська Меотида»

      8 вересня 2016 року в стінах художньої галереї «Мистецтво Слобожанщини» відбулося відкриття виставки харківських художників - живописця Хар...

Подробнее