foto


foto 61002, Україна, м. Харків, вул. Пушкінська 62 foto +380 (57) 700-26-62  foto info@cultura.kh.ua foto www.cultura.kh.ua


Рейтинг статьи:
( 4 шт. )

Харьковская художественная школа – от иконописи до авангарда: лекция искусствоведа Викентия Пухарева

Вторник, 09 Июля 2013 г. Комментариев: 0
Печать

lekciyaWPuhareva4jpgЛекция Виктения Пухарева прошла 2 июля 2013 года в галерее «Мистецтво Слобожанщини». Искусствовед и художник-график подробно рассказал о прошлом и настоящем, традициях и инновациях художественной школы Харькова.

Категория «художественная школа» имеет два основных направления рассмотрения. Во-первых, с точки зрения художественного образования, а во-вторых, как некоего набора явлений, событий, вех развития в рамках выбранного за отправную точку принципа пространственного или идейного объединения. Викентий Пухарев избрал путь комплексного рассмотрения художественной жизни Харькова, начиная с ХVIII века и до наших дней.

lekciyaWPuhareva3«Харьковская художественная школа – явление разнообразное, многогранное, сложное и не до конца изученное, - говорит лектор. – Это вызвано тем, что сам Харьков – город загадочной судьбы, здесь искусство и было, и не было. ХХ век разрешил эту ситуацию, Харьков стал не только торговым и научным центром, но и городом с развитой инфраструктурой художественного образования, куда входили художественные студии, школы, училище и институт. Это позволило «Первой столице» вписать свое имя в ряд художественных центров бывшей Российской империи, а в контексте ХХ века – Советского Союза и постсоветского периода».

Имперский период развития изобразительного искусства в ХарьковеlekciyaWPuhareva1

Все начиналось еще в ХVII веке, считает искусствовед. Мощным толчком для развития изобразительного искусства иконописной школы Украины, появления светского искусства и новых жанров стало проникновение западноевропейского барокко. Оно адаптировалось и трансформировалось на нашей территории, обретя характерные черты декоративности, красочности и жизнерадостности, которые выделяли исследователи искусства как отличительные черты Малороссии на фоне других территорий Российской империи.

«Открытие университета разрешило ситуацию дальнейшего развития искусства в Харькове, - подчеркивает Викентий Пухарев, - наличие классов «приятных искусств», формирование первого музея способствовало возникновению профессионального образования. Университет сконцентрировал вокруг себя, и, как следствие, в самом городе, передовых деятелей науки и культуры».

MariyaRaevskaya IvanovaЗнаковой личностью в контексте появления и развития профессионального художественного образования искусствовед называет фигуру Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой. Ее творческая и профессиональная биография развивалась вопреки социально-гендерным ограничениям. Невозможность получения в Российской империи художественного образования для женщины способствует стремлению Марии Дмитриевны познать особенности художественного дела в лучших европейских учебных заведениях. Большую часть времени заграницей она проводит в одном из ключевых центров искусства того времени – Дрездене. Там она принимает решение о необходимости вести педагогическую деятельность. По возвращению из Европы Раевская-Иванова идет на решительный поступок – подает заявку на сдачу экзаменов в Петербуржскую академию художеств о присвоении ей звания свободного художника, без которого она не имеет права преподавать. Результат был положительным, и она становится первой официально признанной женщиной – художницей в Российской империи.

Следующим её шагом было открытие в начале 1869 года в Харькове первой в Российской империи частной школы рисования и живописи (с общедоступной платой, для неимущих — бесплатно). Организованная Раевской-Ивановой школа функционировала почти 30 лет. В 1896 году Мария Дмитриевна передала школу городу. На базе учебного заведения в том же году была создана городская школа рисования и живописи, а в 1912-м — художественное училище. Училище в годы советской власти стало техникумом, а позднее — Художественно-промышленным институтом, сейчас это — Харьковская государственная академия дизайна и искусств.

DK XTZДовоенные годы харьковской художественной школы

Появление государственного художественного высшего учреждения – явление знаковое и во многом определившее дальнейшее развития художественной жизни Харькова. По мнению Викентия Пухарева, именно благодаря таким случайным стечениям обстоятельств и развивается в ту или иную сторону искусство.

«Приезд знаковых художников, меценатство влиятельных деятелей культуры, их желание открыть учебное заведение, музей невозможно предугадать. Это часть той иррациональности, которая свойственна всему искусству», - подчеркивает Викентий.

Благодаря тому же стечению обстоятельств Харьков с 1919-го до 1934 года становится столицей новосозданной Украинской Советской Социалистической Республики. Пришло время одного из самых бурных периодов в истории развития нашего города. Бурное развитие технологий, процесс индустриализации, стремление к построению нового общества с трансформированным согласно требованиям времени мышлением дает толчок для авангардных течений в искусстве на территории Харькова.

«Начало ХХ века характеризуется небывалым всплеском художественной жизни, пожалуй, что впервые наше развитие не только не отстает от западных традиций, а еще и диктует некоторые из мировых тенденций», - подчеркивает Викентий Пухарев.

Харьковские образцы конструктивизма (здание Госпрома, Дома культуры ХТЗ и так далее), супрематизма, графического дизайна прочно заняли свое место в памятниках изобразительного искусства, которые до сих пор тиражируются в учебной и энциклопедической литературе во всем мире. Но уже 30-е годы внесли свои коррективы, и искусство принимает более формальный характер. Его основной целью становится идеологическая помощь советскому правительству, авангардные поиски становятся «вне закона», мировые войны, которые столь остро затронули наши территории, только способствовали такому положению дел.

RodnayaZemliya AKonstantinopolskiiВоенный и послевоенный период в истории развития изобразительного искусства в Харькове

Война поставила художников в ряды участников военных баталий, и даже если они не брали в руки оружие, то все равно служили, выполняя военные заказы. В это время активно развивается графика, именно этот вид изобразительного искусства наиболее подходящим образом соответствовал запросам военного времени. Возможность быстрого тиражирования, четкость форм, лаконичность, минимальные материальные затраты на изготовление сделали графику служительницей военных действий. Военные плакаты, листовки, изображения в газетах – все это стало орудием стремительного распространения информации и идеологического воздействия.

Отголоски войны были слышны еще долгие годы в работах художников и в мирное время. Затянулись их боевые раны, но душа помнила тот истошный крик войны, который вырывался наружу в аллегоричной и философской форме вплоть до 70-80-х годов ХХ столетия. Всесоюзно признанными гениями военной тематики стали такие харьковчане, как Адольф Константинопольский, Александр Хмельницкий, Андрей Сафаргалин и другие. Все они пережили ужасы войны и в свойственной для каждого манере оставили для поколений память, заключенную в сильных по своей содержательности и выразительности образах.

Boris Mikhailov Case HistoryВозвращение авангарда в Харьков

Харьков как студенческая столица собирал внутри себя самую продвинутую и интеллектуальную молодежь, которая почитала имена Василия Ермилова, Казимира Малевича и осознавала последствия воздействия на умы людей социалистического реализма. Простота, буквальность, прямолинейность, свойственные этому художественному направлению, воспитали поколения людей, которые не способны были смотреть на окружающий их мир под разными углами зрения, существовала только одна правда и единые каноны её подачи. Это привело к необходимости появления иных форм восприятия и передачи мира.

VGontorovЭдуард Лимонов, Вагрич Бахчинян, Борис Михайлов, Сергей Братков, Сергей Солонский – это те имена, которые изменили судьбу Харькова как художественного центра. Большинство этих людей эмигрировало, но их работа дала почву для глобальных изменений в сознании людей и появлению нового поколения художников, выросших и воспитанных на основе уже новых традиций художественной школы.

В контексте художественного образования образца независимой Украины невозможно не упомянуть имя Виктора Гонторова. Он был для Харькова больше, чем художник: первооткрыватель многих талантливых имен, педагог, воспитавший целую плеяду учеников, которые научились у него не просто техническим приемам монументальной живописи, а способу восприятия и видения мира, которому свойственна неповторимая доля иронии и простоты, невероятным образом уживающаяся с меланхоличностью и невообразимой глубиной образов.

viktor sydorenko levitaciyaХарьков – это город, который на протяжении более 300 лет создает условия, где рождаются инновации, прогрессивные мысли, а главное люди, которым они нужны. Опираясь на фундамент прошлого, наши современники, сформировавшиеся в Харькове (Павел Маков, Виктор Сидоренко), создают современное искусство, идущее в ногу с мировым развитием.

Обращаем ваше внимание, что следующая лекция Викентия Пухарева пройдет в рамках выставки Ирины Зиник «Медовая иллюзия» и будет посвящена художественному направлению абстракционизма.

Напомним, что предыдущая лекция искусствоведа проходила в июне 2013 года и была посвящена гениям из художественного объединения «Мир искусства».

e-max.it: your social media marketing partner