foto


foto 61002, Україна, м. Харків, вул. Пушкінська 62 foto +380 (57) 700-26-62  foto info@cultura.kh.ua foto www.cultura.kh.ua


Рейтинг статьи:
( 1 шт. )

Константин Колобов: Постмодернизм – не просто рефлексия, как в реализме, он требует ответственности

Среда, 21 Августа 2013 г. Комментариев: 0
Печать


Константин КолобовСемь художников, которые более четверти века назад окончили Харьковское художественное училище, решили сделать подарок своим землякам ко Дню города: в галерее «Мистецтво Слобожанщини» областного центра культуры и искусства 27 августа 2013 года открывается выставка «Окна». Она носит статус международного проекта, поскольку ее участники сегодня живут в разных странах (США, Швеции, Франции, Украине), в которых затем планируется организовать показ этой экспозиции. Накануне выставки мы презентуем каждого из авторов, и сегодня - рассказ о Константине Колобове - единственном художнике из этой группы, который работает не в реалистическом направлении.

Многие картины Константина Колобова сами по себе напоминают окна: множественность миров и их трактовок автор буквально показывает в повторах своих композиций и различных абстрактно-колористических вариантах на одном полотне, сохраняя один и тот же предметно узнаваемый образ. Его живопись отличается яркостью палитры, декоративностью, некоторой иронией. А вот в технике к абстракционизму примешиваются элементы постмодернизма. Здесь угадываются реалистические образы, но они, скорее, стилизованы. Это экспрессивное видение реальности.

p192Konstantin Kolobov bgВоспоминания о том, что было, и чего не было

«На выбор тем для моих работ влияет все: и культура в целом (это и старые мастера, и современные, и литература), и личная жизнь (отношения в семье, с окружающими людьми и просто место обитания: окно, которое видишь каждый день, гаражи за окном, деревья, птицы, кошки, люди, снующие по своим делам). Нельзя сказать, что мое творчество – это просто рефлексия на мир, который я вижу вокруг. Какое-то совершенно реальное событие, которое я внутренне как-то «пережевываю», оставляет определенный след, и потом все это выливается на полотна», - поясняет художник. 

В его изображениях можно прочитать, как формировалась личность самого живописца, его воспоминания, наблюдения, философские размышления об устройстве этого сверхсложного хаотического мира, о его призрачности. На нынешней выставке будет представлена серия его картин под общим названием «Тождества».

p193Konstantin Kolobov bg«Это воспоминания о том, что было и чего не было. Встречаясь на этой выставке с одногруппниками, каждый из нас хочет наиболее глубоко открыть «окно» в собственный мир творчества, показав лучшие свои работы. Эта моя серия – 2002 года. В последнее время я долго дорабатываю свои картины, мне они кажутся еще сырыми, хочется, чтобы они «подросли», поэтому я решил выставить то, в чем абсолютно уверен. В принципе, в работах, которые у меня сейчас в процессе создания, я развиваю ту же линию. Появляются новые объекты, сюжеты, но в том же модернистском ключе. Просто раньше, я как-то быстрее их оканчивал, теперь – все сложнее. Может быть, оттого, что я стал вдумчивее. На создание одной картины у меня может уйти от одного дня до двух лет. Были периоды, когда за год делал более сотни картин. Но это как раз, когда я писал реалистические этюды. Ведь реализм для меня – это чистая рефлексия, отображение того, что за окном, поэтому кажется, что меньше ответственности. А стиль, в котором я работаю, он и сложнее, и интереснее, и, может быть, я пытаюсь ответственнее к этому подходить», - делится своими рассуждениями Константин Колобов.

p194Konstantin Kolobov bgУорхол впечатлил, но только не в личной жизни

В его работах, как у многих абстракционистов, разум исключается из процесса восприятия. Он как истинный создатель не старается шифровать универсальность мира в узнаваемых предметах, а напрямую транслирует свою версию истины для души зрителя. Небрежно прорисованные поверх абстрактных композиций осколки реальности в виде петушка на палочке или медведя из детской игрушки предоставляют зрителю возможность компоновать свое мировосприятие и оставляют множественное поле интерпретаций.

«Мне кажется, и постмодерн, и абстракция, и реализм по одним и тем же законам живут: важен цвет, колористика. Но для меня на первом плане – не техническая сторона, а идея, поэтому я, наверное, от реализма чуть дальше. А что касается цветовых решений, то предпочитаю парадоксальное сочетание цветов. Мне лично интересно соединять живописные формы и тона, которые, на первый взгляд, никогда не будут гармонировать», признается художник.

p195Konstantin Kolobov bgРазмытость красок в его картинах усиливает подлинность загадочного и невероятность обыденного. Как только подсознательное обретает предметную форму, оно сразу же искажается. Цвет, композиция и живописная форма должны иметь абстрактное выражение, чтобы наиболее полно раскрывать внутреннее звучание и, таким образом, решить главную задачу: обогатить душу, расширить и углубить ее мир, передать переживания и эмоции. Кто-то из искусствоведов сравнивает художественные идеи Константина Колобова с Энди Уорхолом, кто-то настаивает на самобытности харьковского живописца.

p197Konstantin Kolobov bg«В принципе у меня очень много любимих художников. Возможно, особенно для себя выделяю Гойю. Хотя, безусловно, Энди Уорхол произвел на меня сильное впечатление, видимо, повлиял. Конечно, я - не Энди Уорхол. Осбенно в личной жизни я намного спокойнее и ортодоксальнее, - смеется художник. – Но то, что касается творчества, мне кроме навязывания реальности (или псевдореальности) хочется войти еще глубже в нее, найти какие-то начальные эмоции в себе и пробудить их в зрителе: по отношению к обыденным вещам, которые ежедневно нам попадаются на глаза, но мы их не замечаем, не обращаем внимания. Можно сказать, смотрим и не видим».

Чем больше работы, тем лучше настроение

p199Konstantin Kolobov bgДаже в передаче ностальгических, откровенно негативных или бытовых вещей автор показывает свое позитивное мироощущение.

«Я всегда получаю удовольствие от работы, а поскольку я работаю много, то у меня в основном хорошее настроение. Вообще в плохом настроении, в гневе, если нервничаю, я не рисую. Грусть допустима во время работы, но такая, не мрачная. А вот под допингами творчество во мне не работает. Пару раз пробовал писать в нетрезвом виде, и потом приходилось уничтожать эти работы. Оказалось, что лично мне это мешает», - подчеркивает художник.

p200Konstantin Kolobov bgВпрочем, говоря об источниках своих идей, Константин не исключает, что дело не всегда и не только в подсознании, что-то приходит из некоей ноосферы.

«Бывает, приходишь в мастерскую без всяких мыслей, а стоит передвинуть карандаш с места на место, и уже какая-то идея появляется. Может быть, это рефлексы, как у собаки Павлова, не знаю. Но, действительно, некоторые сюжеты появляются совершенно непонятно откуда. Я не могу проследить путь, откуда это пришло. Вот, например, работа на выставке будет представлена «Перспектива стула», помню, написал ее на одном дыхании. Я совершенно не задумывал ее. Возможно, думал об этом долгие годы, и оно было на подсознании. А, может, все же из ноосферы что-то прилетело», - говорит Константин.

Ночные этюды: тогда была нелегальная абстракция, теперь – настоящий концепт

p201Konstantin Kolobov bgДа, и сам процесс своего постепенного ухода от реализма художник описывает с присущей ему иронией:

«Еще в училище был у нас преподаватель по рисунку Геннадий Лесничий, он дал нам домашнее задание, сделать графические пейзажные этюды, и дал несколько рецептов закрепления мягких материалов, которыми мы работали (угля или сангины), чтобы они не размазывались. В том числе, кислым молоком или сладкой водой. Но я не рассчитал, и так сильно побрызгал сладкой водой, что у меня рисунки растеклись почти в абстрактные пятна, за что меня очень хвалил преподаватель. Такие были первые шаги. Это шутка, конечно. Но в каждой шутке есть доля правды. А вот еще одна смешная история. Когда мы были на практике в Старом Салтове, то решили ночью погулять, но так как мы из художественного училища, заодно и пописать. Взяли краски, кисточки, фонарики, свечки. Но ни свечки, ни фонарики нам не помогли, было все равно темно, и мы пытались по памяти найти на палитре краски, и получились такие ночные этюды. Но наутро мы сильно удивились результату. Правда, тогда это можно было отнести к нелегальной абстракции, сейчас же это был бы настоящий концепт».

p202Konstantin Kolobov bgОдной из причин, по которой участники нынешней выставки состоялись в профессии, Константин выделяет то, что им было интересно вместе.

«У нас был прекрасный преподаватель Евгений Андреевич Спицевич, - вспоминает Константин. – Параллельно с тем, как он учился нас рисовать, он все время рассказывал анекдоты, причем, практически не останавливаясь. Это привносило такую не официозную атмосферу в наш коллектив, что мы не ходили на учебу, мы жили этим. Это нас очень сплачивало».

Как и его друзья юности, Константин Колобов с успехом выставлялся в России, США, Германии, Великобритании.

«Я тоже пытался «прорубить окно в Европу». Некоторое время сотрудничал с галереей в Великобритании. Туда уехали мои хорошие знакомые из Москвы. Они порекомендовали мои работы, и меня пригласили поработать, - рассказывает живописец. – Я жил в городе Хенли-он-Темз, рисовал картины, проводились мои выставки. Но потом мне нужно было вернуться в Украину по личным обстоятельствам».

Зато харьковчане теперь чаще могут видеть необычное искусство вдумчивого художника. По крайней мере, участвуя в нынешнем международном проекте, Константин Колобов пообещал максимально открыть для зрителей окна в себя.

Справка. Константин Колобов родился в 1967 г. Окончил Харьковское художественное училище (1982-1986), затем – Харьковский художественно-промышленный институт, факультет живописи (1990-1996). Участник областных, республиканских, международных художественных выставок с 1992 г. (Музей современного русского искусства (Джерси-Сити, США), «Харьков в Санкт-Петербурге» (Санкт-Петербург, Россия), Городская художественная галерея (Харьков), Харьковский художественный музей — персональная выставка, Gala Art (Магдебург, Германия), «ЦДХ-2002» (Москва, Россия), Международный художественный фонд — персональная выставка (Москва, Россия), Болгарский Культурный Институт — выставка современных московских художников-абстракционистов (Москва, Россия), «АРТМЕБЕЛЬ-2002» (Москва, Россия), «Галерея у Яра» (Москва, Россия), «Хроника Арта. 2004» - Городская художественная галерея (Харьков), «Dadbrook gallery» (Великобритания, 2005, 2006 гг.)). Работы находятся в частных украинских и зарубежных коллекциях, в Музее современного русского искусства (Джерси-Сити, США), Харьковском художественном музее, Харьковской городской художественной галерее.

e-max.it: your social media marketing partner