Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo ms rus

Основні культурно-мистецькі заходи КЗ «Обласний організаційно-методичний центр культури та мистецтва» на  2019 рік

ТРАДИЦІЙНА КУЛЬТУРА В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ: ЗБЕРЕЖЕННЯ АВТЕНТИЧНОСТІ ТА РОЗВИТОК КРЕАТИВНИХ ІНДУСТРІЙ

Традиційна культура європейських країн

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Новая фотогалерея Центра

 

Новая фотогалерея Центра

Новое видео

Просмотр видео

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Отдел современного искусства Галерея «Мистецтво Слобожанщини»

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 2 шт. )

Возможно ли сегодня понимание искусства как процесса прямолинейного развития: мнение искусствоведа

E-mail Печать

лекция Олега КоваляО первой искусствоведческой матрице и ее влиянии на становление всей системы истории искусства рассказал культуролог и искусствовед Олег Коваль. Его лекция «По следам Вазари: возможны ли сегодня «жизнеописания художников»?» прошла в галерее «Мистецтво Слобожанщини» Областного центра культуры и искусства 10 января 2014 года.

Процессы секуляризации (уменьшение роли религии в сознании людей), а, как следствие, всплеск новых парадигм в научной, социальной, художественной жизни характеризуют эпоху Ренессанса. Изобразительное искусство этого времени благодаря комплексу общих культурных трансформаций достигает высочайшего уровня, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы. После пика развития постепенно пришел спад, ознаменовавший утрату ренессансной гармонии между телесным и духовным началом, который был назван маньеризмом. Данные процессы требовали фиксации и объяснения. Первым человеком, который взялся за восполнение пробелов в теоретической стороне эстетической жизни эпохи Возрождения стал «универсальный» человек своего времени: художник, зодчий, писатель – Джорджо Вазари. Маньеризм стал благодатной почвой для его литературного труда, который был направлен на борьбу с кризисом гуманизма.

Giorgio Vasari - Persues and Andromeda1. О предмете исследования классической истории искусства

«Безусловно, личность и литературное творчество Джорджо Вазари оказали огромное влияние на то, что мы сегодня называем историей искусств. Можно по-разному относиться к нему как к художнику, архитектору, но главным делом жизни Вазари стало творческое критическое осмысление итальянского искусства в период с ХII по ХV ст. Фигура Джорджо Вазари удобна для рассмотрения в контексте наших лекций о различных методологиях и парадигмах к рассмотрению истории искусства не только потому, что он является начинателем такой науки, как история искусства, а и потому, что из его книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» становится понятно, что есть предмет истории искусства. Это, конечно, не биографии художников, как заявлено в названии книги, главным здесь становится критическое осмысление стиля как основной категории истории искусств. Огромную роль в размышлениях Вазари играет прославление художника. Перед нами стоит вопрос, насколько жизнеспособен предложенный Вазари метод и смог ли он предложить идеальную матрицу историко-искусствоведческого исследования, которую можно использовать и сегодня», – говорит лектор Олег Коваль.

Вазари поднял и систематизировал огромный пласт информации о художниках Возрождения (термин «Возрождение» впервые был употреблен им в контексте отношения к античному искусству). Им были подняты вопросы стиля, формы, внутреннего рисунка, самосовершенствования художника и авторской саморефлексии на фоне культурной традиции. Современная история искусства продолжает базироваться на этих вопросах, расставляя акценты на актуальные сегодня проблемы.

Дж. Вазари2. О методе исследования и изложения Дж. Вазари

Особый интерес в зарождающейся в труде Вазари истории искусства составляет то, что здесь им впервые критик, историк искусства потеснил живописца. Относительно отстраненный от личности художника анализ стиля является для него первостепенным.

«Важным является то, что Вазари не только великолепный критик и историк искусства. Его талант находит свое отражение также и в литературной сфере. Он писал живым итальянским языком, являющимся образцом литературного жанра новеллы, которым, следует отметить, писали немногие, разве что в свое время Боккаччо. Вазари отталкивался именно от литературного образа повествования, вводя иногда фантастические, вымышленные повороты сюжетов «Жизнеописаний», – отмечает Олег Коваль. – Очень важно то, что Вазари предпосылает эту книгу не просто читателю, и не просто будущему критику, искусствоведу или историку искусства, он предпосылает ее художнику с целью самосовершенствования, поскольку главным на тот период ставится вопрос образца и образцового творчества. В основу трактовки истории искусства по Вазари ложится общность процессов роста и развития, равно как и развития живых организмов. Этот метод оставался актуальным не только в XV-XVI столетиях, но и в последующих, вплоть до начала ХХ века».

Флорентинцем Вазари было осознано развитие искусства как прямолинейного процесса с соответствующими стадиями детства, возмужания, взросления, увядания, что задолго предвосхитило классическую схему, предложенную уже в ХХ веке Освальдом Шпенглером в отношении культуры. Шпенглер использует схожие с Вазари принципы и категории, им были выделены период зарождения культуры, стадия ранней культуры, высокой, стадия старения и гибели культуры. Категорию стиля Дж. Вазари по схожему принципу разделил на «низкий», «средний» и «высокий» стиль, при этом такое разделение преимущественно не носило оценочный характер, это была, скорее, констатация стадий эволюции развития данного явления, диагностика.

Микеланджело Буонарроти3. Схема «жизнеописаний»

«Схема «жизнеописаний» относительно лаконична и проста. Вначале следует некая сентенция, провозглашающая пафос художественного творчества, дальше идет собственно жизнеописание художника с полным, максимально подробным перечнем его работ, и заканчивается все пафосным утверждением, которое, так или иначе, показывает художника в его определенной ипостаси: проницательность или лукавство, умение собрать волю и направить ее в художественное творчество или достаточно легкомысленное отношение. Во всяком случае, Вазари показывает здесь новеллистическую схему, которая повторилась в его более чем 170 жизнеописаниях. Связующей нитью произведения, состоящего из различных новелл, стала категория стиля. Что же Вазари подразумевает под стилем? Это нюансы творчества, не только зримые приметы, которые Вазари отмечает в способе построения композиции, подборе предметов, фигуративном решении, цветовых градациях, но и изысканный, по его мнению, особый подход художника, выражающийся посредством цвета, света и линии. По мнению Вазари, вершиной стиля является качество рисунка и здесь он отдает пальму первенства своему учителю Микеланджело», – говорит искусствовед.

Олег КовальДавая ответ на вопрос, вынесенный в обозначенную тему лекции («По следам Вазари: возможны ли сегодня «жизнеописания художников»?»), Олег Коваль однозначно ответил: «Нет». В подобном виде и по схожим принципам составить сегодня жизнеописания художников невозможно, поскольку изменился сам контекст восприятия искусства и, что важно, утерян предмет произведения и истории искусства в классических формах, которые так или иначе еще сохранялись вплоть до начала ХХ века. Критерии анализа, применяемые Вазари, на сегодняшний день практически невозможно использовать для ситуации в области современного искусства, особенно если оно синонимично актуальному, а не современному в контексте своей синхронии настоящему времени.

Актуальность использования метода Вазари лежит в адекватности интерпретации и восхвалении труда живописца как особого способа смотреть на мир.

Напомним, что лекции искусствоведа Олега Владимировича Коваля в галерее «Мистецтво Слобажанщини» об истории искусства являются регулярными. Следите за анонсами!

Презентация лекции

e-max.it: your social media marketing partner

Выставки

Prev Next

Персональна виставка графіки харківської художниці Одарки Воронової «Перевтілення»

  З 10 по 24 лютого 2018 року в художній галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва проходить...

Подробнее

Виставка сучасного українського іконопису

  З 19 січня по 3 лютого 2018 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва ...

Подробнее

Виставка художніх робіт «Різдвяний подарунок Слобожанщині»

  Виставка художніх робіт викладачів та учнів художнього відділення Первомайської дитячої школи мистецтв «Різдвяний подарунок Слобожанщині»   28 ...

Подробнее

Виставка живопису, графіки, скульптури сучасних художників «Образ дитини»

    З 7 по 23 грудня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва  експонується вист...

Подробнее

Збірна виставка робіт з валяння "Вовна сучасності. Нові реалії традицій"

  16 листопада 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулося відкриття збі...

Подробнее

Персональна виставка графічних робіт і батика Алли Рукавіциної «Луной был полон сад»

  21 жовтня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася персональна вис...

Подробнее

Персональна виставка живопису та графіки харківського художника Сергія Грічанка «My dream Israel»

26 жовтня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася персональна виставка...

Подробнее

Персональна виставка батику та художніх робіт Наталії Владимирової «Декоративна Україна»

      З 14 по 30 вересня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтв...

Подробнее

Фотовиставка переможців конкурсу «5-та стіна. Театри Харківщини»

23 серпня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулося урочисте відкриття фо...

Подробнее

Персональна виставка живопису Юрія Кузнєцова «За покликом пензля»

4 серпня 2017 року у галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася персонал...

Подробнее

Персональна виставка акварелі Ольги Бабіч «Увертюра»

6 липня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулося відкриття персональної ...

Подробнее

Виставка дитячих малюнків учнів шкіл Харкова і Харківської області «Оберігаємо життя!»

  15 червня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулося відкриття вистав...

Подробнее

Підсумкова обласна виставка художніх робіт «Надія Слобожанщини»

25 травня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрито Підсумков...

Подробнее

VII виставка студентів і викладачів Харківського художнього училища «Дарую майстерність»

27 квітня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася VII виставка студе...

Подробнее

Виставка художніх робіт «Мить»

 6 квітня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва розпочала експ...

Подробнее

Міжнародна виставка китайського живопису «Мистецтво Чжень Шань Жень»

16 березня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася Міжнар...

Подробнее

Виставка художніх робіт (гобелен, живопис) Антоніни Анорічевої-Єрьомки «Українська рапсодія»

23 лютого 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилась персона...

Подробнее

Персональна фотовиставка жіночого портрета Валентини Хруслової «Чарівна і загадкова»

2 лютого 2017 року галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилася персональн...

Подробнее

Обласна виставка кераміки та художніх робіт «Різдвяний подарунок Слобожанщині»

    12 січня 2017 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилась  О...

Подробнее

Х підсумкова фотовиставка Обласної громадської організації «Харківський фотоклуб» «FOCUSники»

  22 грудня 2016 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилась 10...

Подробнее

Виставка за результатами міжнародного конкурсу ім. Зінаїди Серебрякової

  Виставка за результатами міжнародного конкурсу ім. Зінаїди Серебрякової «НЮ. Живопис. Графіка. Скульптура»   1 грудня 2016 року в галереї «Мист...

Подробнее

Персональна виставка гобеленів Олега Слєпцова «Архітектурний пейзаж»

10 листопада 2016 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відбулось від...

Подробнее

Виставка Анатолія Мороза (Архімандрита Миколая) «Тут і зараз»

  20 жовтня 2016 року в галереї «Мистецтво Слобожанщини» Харківського обласного організаційно-методичного центру культури і мистецтва відкрилась пе...

Подробнее

Виставка живопису Марка Константинопольського «Етюдні переспіви»

  29 вересня 2016 року в стінах мистецької галереї «Мистецтво Слобожанщини» відкрилась персональна виставка живопису харківського художника Марка К...

Подробнее

Виставка Харитона Думбур, Олени Думбур і Олександра Петрова «Слобожанська Меотида»

      8 вересня 2016 року в стінах художньої галереї «Мистецтво Слобожанщини» відбулося відкриття виставки харківських художників - живописця Хар...

Подробнее