Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo ms rus

folk
 
Основні культурно-мистецькі заходи КЗ «Обласний організаційно-методичний центр культури та мистецтва» на  2020 рік
 
Обласний онлайн фестиваль  художнього слова «Чарівний світ Слобожанської казки».
 

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)
A+ R A-
Рейтинг статьи:

Уникальное художественное метро построено во времена главного архитектора Харькова Владлена Семенова

E-mail Печать

 

1 033Многие в Харькове, Украине и за ее пределами знают Владлена Семенова как архитектора, ученого, человека, который отстаивал на различных совещаниях в чиновничьих структурах прогрессивные проекты – технические, инновационные, энергосберегающие. Он 15 лет был главным архитектором города, и его принципиальным требованием было думать не только о квадратных метрах, но и об эстетическом облике мегаполиса. Но в этом жестком руководителе кроется тонкая душа художника, хотя материал, с которым он работает, не из нежных: резьба по камню – редкий сегодня вид искусства. Почему он избрал такое необычное хобби – об этом Владлен Семенов рассказал 11 ноября на творческой встрече в областной художественной галерее «Мистецтво Слобожанщины».

Встреча была организована по многочисленным просьбам посетителей выставки Владлена Семенова «Геммы-Образы» в галерее «Мистецтво Слобожанщины». Беседа проходила среди необычных экспонатов, которых в коллекции Владлена Семенова насчитывается уже больше трехсот. Кого здесь только нет: обычные камни под рукой мастера ожили в образах царей и полководцев, литературных персонажей и их авторов.

Действуя по принципу «не отсекай лишнего»

1 041 copy«Кто-то отбрасывает камень в сторону, потому что он давит в бок на галечном пляже, кто-то заставляет камни прыгать по воде, а я их собираю. Даже в самом простом камне я вижу образ, и потом уже как бы открываю его, добавляя глаз или рот, но больше оставляю так, как создала природа, действуя по принципу «не отсеки лишнего», – делится секретами творческого процесса Владлен Семенов. – У меня есть целые серии гемм «Эмоции», «Аллегории», «Былины и мифология», «История». Некоторые образы невозможно подавать отдельно от среды, ну например, как показать Нерона без горящего Колизея или быка без тореодора, без корриды? Так стали появляться фотоколлажи – камни-образы, вписанные в характерную для них среду. Сейчас готовится альбом, в котором ряд камней сопровождается отрывками из литературных произведений Байрона, Шекспира, Лермонтова, Фета, Пушкина. Это еще более усиливает воздействие и заставляет задуматься или даже перечитать что-то».

1 048 copyЭто хобби появилось у Владлена Семенова еще в 1966 году, все началось с невинной шалости – он увидел в камне образ своей молодой супруги и чуть усилил его, обработав обычным ножом. Подарок имел успех, и так любовь помогла раскрыться таланту.

Тогда ему было всего 26, но уже через 5 лет о любимом хобби пришлось практически забыть на полтора десятилетия, когда Владлен Семенов работал главным архитектором Харькова. На этой ответственной работе было не до хобби, впрочем, размах для творчества был, и еще какой.

Фаянс и смальта харьковского метро – гордость Семенова

1 065«Моя гордость – Салтовская линия харьковского метрополитена, она получилась художественная,– говорит Владлен Семенов. – Зинухов сделал «Исторический музей». Владимир Литвинов сделал для станции «Дзержинского» бронзового Дзержинского, там было 6 тематических композиций из бронзы, потом, правда, «коммунисты» всю эту бронзу распродали. Впервые в СССР на Будянском заводе (его тоже теперь разграбили) были сделаны огромные композиции из фаянса для станции «Киевской», тогда художник Петр Ганжа, очень талантливый, около года жил на заводе. Единственное, на бюро обкома сказали, убери Ярослава Мудрого – он с бородой, ну ладно убрали, а все остальное сделали. Фаянс в таких размерах нигде больше не делали, он лопается, а у нас есть. Еще одна уникальная станция – «Академика Павлова». Еще один талантливый человек Крылов сделал ее из смальты. Мы смальту видели только в Софии Киевской, а тут в метро. Ну не говорю уже о «Пушкинской», над которой работала Жаннетта Соловьева. Я ей говорю, ну не только сделай композицию, а напиши там и строчки из поэзии Пушкина, может будет ехать кто-то и прочитает. С такой художественной начинкой нет нигде в мире метро».

1 062Творческий подход чувствовался во всем, что начинал делать Владлен Семенов. Одним из главных камней преткновения в его бытность главным архитектором было его принципиальное требование думать не только о квадратных метрах, но и об эстетической и художественном облике города.

«Я рад, что нам удалось тогда сделать коттеджную застройку на Флоринке или типовую застройку Роганского жилмассива, где я добивался, чтобы это были не просто коробки, а с элементами дизайна, архитектурных украшательств жилья»,– говорит Владлен Семенов.

Одним из главных достижений своей жизни Владлен Семенов считает генплан развития Харькова. При его создании также не обошлось без творческих подходов. Сначала главный архитектор Владлен Семенов убедил всех руководителей районов Харькова, крупных предприятий оборонки составить свое видение развития их территорий, и это стало основной генплана.

«Все эти предложения мы попытались наложить на карту Харькова, и наш проект стал пилотным в Советском Союзе, генплан утверждался в Госплане СССР в Москве, к нам сюда приезжали главных архитекторы всех 15 союзных республик и дажепремьер-министр Советского Союза. Но как только его приняли в 1986 году, началась перестройка, и многое так и осталось нереализованным,– говорит Владлен Семенов. – К примеру, так и не удалось сделать Сумскую пешеходной. Филармонию уже давно построили бы, а театр Пушкина мы планировали построить в начале Пушкинской, где сейчас находится этот позорный пустырь. Так и не удалось привести в порядок реки».

Чтобы специалисты городского хозяйства были не зашоренными

1 052Сегодня Владлен Семенов работает завкафедрой градостроительства Академии городского хозяйства и возглавляет центр «Мегаполис», где аккумулируются проекты по семи основным направлениям жизнедеятельности города.

«Чтобы поднять уровень преподавателей мы в нашем центре собрали все новые разработки харьковские, иностранные. Кроме того, мы создаем и авторские проекты по энерго-, ресурсосбережению, управлению домами, инженерной инфраструктуре, транспорту, архитектуре, градостроительству, экономике города. На нашей базе имеются постоянно действующая выставка и программы, которые мы разработали для развития области, города, ряда других городов. Это позволяет нашим преподавателям быть не зашоренными, видеть все новое, что есть в мире, а нашим аспирантам и студентам еще больше внедряться в тему, потому что они могут использовать эти разработки в курсовых, магистерских работах и аспирантских диссертациях»,– поясняет Владлен Семенов.

Недаром на этой творческой встрече в галерее «Мистецтво Слобожанщины» присутствовала руководитель общества казахов в Харькове «Бирилик» Макка Каражанова. Именно с казахскими коллегами сейчас активно ведет переговоры о сотрудничестве Владлен Семенов.

«В рамках сотрудничества Харьковской и Акмолинской областей 4 месяца назад к нам приезжал ректор Академии жилищно-коммунального хозяйства, доктор Манен Омаров, и он заинтересовался и нашим опытом работы центра «Мегаполис». Я был у них с ответным визитом и провел там презентацию нашего центра, мы встречались с министрами, и они решили создавать у себя аналогичный центр «Мегаполис – К». Параллельно мы сможем посредством этого совместного проекта продвигать продукцию наших предприятий: это и разработки УПЭКа, «Энергостали», «Горлифта». Также мы предложили свою помощь по созданию у них колледжа жилищно-коммунального хозяйства, где мы готовы предоставить и программы, и учебники, провести мастер-классы.,– делится планами Владлен Семенов. – Понимаете, нам нужно держаться вместе – Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан. А с Европой надо дружить, но видите, что происходит в Европе сейчас – там кризис, они сами думают, как бы выжить».

«Я – не «Турбоатом»

1 029Слушая Владлена Семенова, многие задавались вопросом, ну откуда у простого паренька из Полтавы столько талантов, откуда столько энергии и жизненных сил, казалось, он не устает никогда.

«Я – не «Турбоатом»,– смеется Владлен Трофимович. – Конечно, все это от Всевышнего, и от родителей. Это гены. Когда моему папе было 13 лет, его отец умер, и мама осталась одна с 13 детьми на руках. И отец мой пошел работать помощником кочегара, чтобы помогать маме прокормить семью. Если бы не эти обстоятельства жизни, он наверняка стал бы художником, от него осталось очень много картин, он рисовал для себя, мой брат тоже был художником, и, кстати, очень талантливым, он создавал огромные полотна в технике батика. Так что это гены. Но к таланту обязательно должна прилагаться титаническая работоспособность, только тогдачто-то может получиться».

Общаясь с людьми, Владлен Семенов постоянно шутит, хохочет, подсмеивается. Однако, как заметили поклонники его творчества, почти все образы, которые художник воссоздал в камнях, грустные.

1 031 copy«Ну, это надо знать историю камней. Большинство красивых камней рождались во взрывах, в катаклизмах. Это все же вулканические породы, когда их извергает вулкан, там температура тысяча градусов, им не до веселья, тут бы выкатиться. Потом их тысячелетиями бьют морские волны. Такая у них нелегкая доля, какие уж тут улыбки? У многих камней тоска вложена. Это мое видение. Ну, не могу придать клоунаду, когда ее нет. Это не легкомысленный материал,– говорит Владлен Трофимович и тут же добавляет. – Да и жизнь у меня была не веселая. Родился я в 1940 году в Полтаве. Когда началась война, наша семья попала в оккупацию. Мы ехали последним эшелоном в эвакуацию, но поезд разбомбили, моя мама накрыла меня собой, а ей в 26 лет в результате ампутировали ногу».

В 14 лет Владлен Семенов уже пошел учиться в техникум. Больше трех лет служил в Армии, а потом поступил в ХИСИ. За год до окончания института получил серебряную медаль ВДНХ за работу, в которой он участвовал.

1 021 copy«У меня был друг конструктор, и мы с ним впервые начали делать мембраны. И дипломный проект у меня был 4 объекта, из них два уже были построены к моей защите. Затем проработал два года в промстройНИИпроекте,– вспоминает Владлен Семенов. – Потом забрали в ГипроНИИаэропром. Через два месяца сделали главным архитектором Гипроаэропорома. В это время я был уже председателем клуба молодых архитекторов. Я убедил ВЛКСМ, что надо молодежь отправить заграницу, и в 70-м году мы с группой архитекторов поехали в Финляндию – в западную капиталистическую страну: мы очумели...»

Потом Владлену Семенову пришлось неоднократно побывать во многих странах. Он видел и Нотр-Дам-де-Пари, и египетские пирамиды. Все свои впечатления, знания он воплотил в камнях.

1 061«Я так отдыхаю. Вот прихожу домой после работы (а там ведь тоже не всегда все гладко, бывает расстраиваюсь), и два-тричаса поработал с камнями, и погрузился в совершенно иной мир. Они мои собеседники. И эта наша суета кажется уже такой незначительной»,– философски рассуждает Владлен Семенов.

«Честно говоря, зная Владлена много лет, часто встречаясь за совещаниях, в каких-то серьезных технических или чиновничьих спорах, даже не ожидал, что он способен на такое,– признается проректор ХПИ Андрей Марченко. – Я бывал во многих музеях мира, и надо отметить, что работы Семенова могли бы стать их украшением. В них чувствуется любовь к людям и любовь к себе, поскольку автор не губит свой талант и щедро делится своим творчеством с другими»

e-max.it: your social media marketing partner