Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo ms rus

Terreidos
 
Святовид
 
Закодоване щастя
 
III Регіональний фестиваль – конкурс  вокального мистецтва «Душі криниця»
 
Статут
 
folk
 
Основні культурно-мистецькі заходи КЗ «Обласний організаційно-методичний центр культури та мистецтва» на  2020 рік
 

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)
A+ R A-
Рейтинг статьи:

Леонид Быков „не пускал” в свою жизнь фотохудожника Игоря Лаптева до физического недомогания

E-mail Печать

 

1 088Эмоциональное путешествие в прошлое устроилфотохудожник Игорь Лаптев в галерее „Мистецтво Слобожанщины" центра культуры и искусства, где 19 января 2012 года открылась выставка фотоколлажа „Жернова времени". Перед зрителями предстают не просто образы знаменитостей и обычных людей, запечатленных на старинных фото, а словно проходят перед глазами их судьбы – трагичные и счастливые. Каждую из них автор пропустил через себя, и говорит, что сложнее всех ему дался образ Леонида Быкова.

В фотоколлажах на выставке „Жернова времени" отображена целая эпоха – от 1896 года до конца 50-х ХХ века. Люди на старых фотографиях вписаны в атрибуты, связанные с временем, в которое они жили, и с их личными жизненными историями.

Трагедия одной семьи – и миллионов

1 103Вот, к примеру, женщина возле железнодорожных путей сидит на чемоданах, 1941 год, она уезжает в Германию. На заднем плане ее муж подбрасывает вверх ребенка, фоном идут его письма к ней, из текстов ясно, что мужчина где-то в застенках, откуда он уже никогда не вернулся, а их сын, котрого мать увезла в Германию, впоследствии стал большим человеком в этой стране.

«Работа называется «Здесь нет даже птиц». Николай Шерфенберг – обрусевший немец – работал в Харькове на паровозостроительном заводе. Был арестован по обвинению в шпионаже. В 1939 году умер в лагере. Его жена Фелиция с сыном Вальтером уехала к родственникам. В 1995 году Вальтер – замбургомистра одного из районов Берлина – передал в Харьковский исторический музей письма отца, написанные в заключении. Он не писал, где он и что с ним, но по фразе «здесь нет даже воробьев» все становится ясно»,– рассказывает Игорь Лаптев.

«Харьковчанка»

1 203А вот еще одна дама в изысканной шляпке: фото 1945 года. Ксения Школьницкая в послевоенном Харькове считалась одной из самых красивых женщин.

«Это моя бабушка,– рассказывает директор центра культуры и искусства Татьяна Ищенко. – Она преподавала в ХАДИ, а по вечерам читала лекции по истории искусств. У нее была нелегкая судьба. Сейчас ей 92 года, но и сегодня я у нее многому учусь. Вообще эта выставка для меня лично очень близка. Вот фотоколлаж о жизни Гиршмана. Я выросла в доме, где жил Гиршман, с детства ходила по его рабочему кабинету. А моей первой учительницей в 5-й школе была родственница Бекетова Валентина Ивановна. Ее уже нет в живых».

Прежде чем родилась эта выставка, Игорь Лаптев перешерстил тысячи фотографий, выбрав те, что наиболее метко передают суть того или иного человека. А работа художника привнесла в их образы и обстоятельтства их жизни, и дух времени, в которое они жили. Такой эффект получился за счет того, что каждую судьбу автор пропустил через себя.

Леонид Быков не дал лезть в его личную жизнь

 . T-- - 2„Каждая работа – это колоссальная эмоциальная нагрузка, стресс. Но сложнее всего дался образ нашого земляка актера и режисера Леонида Быкова,– признается Игорь Лаптев. – Это просто что-то мистическое. Когда я попытался вписать его в Харьков, он мне не давал категорически. Вплоть до того, что я просто заболел, мне было плохо. И только когда я понял, что не нужно лезть в его личную жизнь, а только представить творчество, то он помог мне, и все встало на свои места. С Харковом была связана одна из лучних его ролей – Павки Корчагина. А на другом фотоколлаже его бригада летающих музыкантов свободно появилась с ним рядом. И сразу же пришел эпиграф „Будем жить!".

Автор использовал снимки из коллекции Краматорського краеведческого музея и частных архивов Федора Рофе-Бекетова, Лилии Карась-Чичибабиной, Ольги Багалей, Радсилавы Олеговны Капнист, Алексея Иваницкого, Светланы Колывановой-Попеску, а также семей Рыжових, Волковых, Кореневых, Мыстецьких, Ткалей, Абдулевских, Петровских.

Эмоциональное погружение в историю

„В одном из стихотворений Бориса Чичибабина 50-х годов была такая строка: „Ко мне города поворачивались крышами". И в этой фразе была горечь поэта, а фотохудожник смог вложить другой смысл: поэт Чичибабин словно парит над крышами. И это так здорово",– говорит вдова поэта Лилия Карась-Чичибабина.

1 196„Мне очень приятно, что одним из представителей своей эпохи на этой выставке является мой дед Алексей Николаевич Бекетов,– отметил Федор Рофе-Бекетов. – Но я вот вижу здесь и фотографию Марии Капнист. Мне посчастливилось знать ее лично. Мы познакомились в 56-м году, когда ее только реабилитировали, и мы с ней даже играли в шахматы, она мне рассказывала много интересного. А потом я, конечно же, видел ее в кино и думал, как много мы потеряли за те года, когда такая замечательная актриса не снималась. И вот все это, на мой вигляд, удалось передать автору фотоколлажа".

Историк, декан истфака Харьковского национального университета Сергей Посохов считает, что главный эффект от этой выставки – погружение в историю.

„Уникальность выставки в том, что это не просто старые фотографии, а здесь подано прочтение прошлого. Что такое история? Это память и чувство времени. Здесь нам удается приобщиться к тому, что было, к своей истории. Здесь ощущается невероятная связь с поколениями, которые ушли. Ты словно позиционируешься истории человечества",– говорит Сергей Посохов.

Чтобы глубже понять фотоколлажи

1 064Особый колорит той или иной личной истории во многих работах подчеркивается за счет сочетания пожелтевших от времени черно-белых фото и вкрапления ярких цветовых пятен. В них – и дополнительная эмоция, и связь с современностью: мол, жизнь продолжается. Каждую работу сопровождает текст, написанный журналистом и историком Инной Можейко.

„Передо мной стояла задача обратить внимание зрителей на детали, помочь глубже понять и почувствовать запечатленные образы",– говорит Инна Можейко. – Мы с Игорем работаем вместе уже несколько лет – я как журналист, он как фотограф, для написания статей на историческую тему мы часто с ним выезжали на те места, о которых готовился материал, и я видела, как он творчески подходит к погружению в историю. С ним очень интересно работать. Кстати, эта выставка ждала своего часа 4 года, пока не нашла подходящего места – вот эту галерею, где сочетаются и официозность, и интеллигентность, и креатив".

1 193 copyТеплую камерную ретро-атмосферу открытия выставки помогли создать поэты Лев Болдев, Ольга Подлесная и композитор, исполнитель, лидер группы „Там, де ми" Павел Доля.

„Редко кому удается в Крещенский день открывать свою выставку. Это знаково. Дай Бог, чтобы это было благословение Господне – и для авторов, и для галереи",– подчеркнула искусствовед Вера Крылова.

Выставка работала до 4 февраля. А 2 февраля прошла творческая встреча с Игорем Лаптевым и Инной Можейко. Напоминаем, что галерея «Мистецтво Слобожанщины» областного центра культуры и искусства находится по адресу: Госпром, 4-й подъезд, 1-й этаж, вход со стороны пл. Свободи. Время работи – со вотрника по субботу, с 10.00 до 19.00 без перерыва. Тел / факс: 717-10-40. e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

e-max.it: your social media marketing partner