Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo ms rus

folk
 
Основні культурно-мистецькі заходи КЗ «Обласний організаційно-методичний центр культури та мистецтва» на  2020 рік
 
Обласний онлайн фестиваль  художнього слова «Чарівний світ Слобожанської казки».
 

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)
A+ R A-
Рейтинг статьи:

Харьковчане увидели музыку Скрябина и услышали картину театра светоживописи

E-mail Печать

 

1 074Зал художественной галереи «Мистецтво Слобожанщини» едва вместил всех желающих увидеть уникальный светоживописный концерт, посвященный композитору Александру Скрябину. Идеи синтеза искусств великого новатора в искусстве 22 февраля в стенах галереи воплощал театр-студия музыкальной светоживописи Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества. Художественный руководитель театра Наталья Крюковская, перед тем как показать собственную трактовку симфонического произведения Скрябина, посвятила зрителей в тайну его творчества.

«Вообще для искусства светоживописи 2012 год суперюбилейный, – отметила Наталья Крюковская. – В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Александра Скрябина, ровно 50 лет назад в Харькове Юрий Правдюк начал свои эксперименты в области светоживописи, вот уже 50 лет существует в Казани НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» и 100 лет со дня выхода первого альманаха «Синий всадник», в котором было напечатано произведение Василия Кандинского «Желтый звук».

Музыка становится видимой

1 039 copyКонечно же, если говорить о светомузыкальных экспериментах ХХ века, то все они неразрывно связаны с именем Александра Скрябина. Попытки объединить музыку и цвет, музыку и свет были и до него. Например, еще в ХVIII веке Ньютон высказал гипотезу о четком соответствии тоновой высоты звука и цветового тона. В то время считалось, что для создания «музыки света» достаточно найти универсальный алгоритм перевода определенного звука в определенный цвет.

«Вначале и у Скрябина были идеи такой однозначной светомузыкальной трактовки, – поясняет Наталья Крюковская. – Но так как он был больше, чем просто композитор-новатор, он мечтал о движущихся линиях и формах, громадных «огненных столбах» в сочетании с музыкой. Но, к сожалению, он скоропостижно скончался, так и не воплотив свой замысел, а замысел был действительно грандиозный!»

Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется, прежде всего, тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Один из последних неосуществленных замыслов Скрябина – «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо – симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей и «текущей» архитектуры. Скрябин успел написать только «Предварительное действие» к «Мистерии» – две симфонические поэмы – «Поэма Огня» или «Прометей» и «Поэма Экстаза».

1 025 1В партитуру «Прометея» Скрябин включил фантастический инструмент – световую клавиатуру. И записал световую строку – «Luce» обычными нотами, окраска которых, по его мнению, воспринимается всеми людьми на тонком плане одинаково, например, до – красный, соль – оранжевый, ре – желтый, ля – зеленый, ми – голубой, си – синий. Физиком Мозером был специально сконструирован световой аппарат по заказу и модели Скрябина для исполнения «Прометея». Аппарат представлял собой деревянный круг с двенадцатью цветными лампочками, которым соответствует квинтовый музыкальный круг.

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем "Прометее". Он хотел зримо воссоздать "образ пламени" – некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

Мы все видим музыку!

«Способность Скрябина видеть музыку – это не сверхвозможность,– уверяет Наталья Крюковская, – мы все видим музыку. Вы слышите мелодию, можете зажмуриться, и, я уверена, многие из вас увидят некие образы, картины, цветовые пятна. Они могут быть конкретны или абстрактны, но каждый увидит. Эта человеческая способность называется синестезия, т. е. соощущение. Именно этой способности человеческого восприятия мы обязаны красочным описаниям вальса в повести Куприна «Юнкера»: «Лился упоительный вальс. Казалось, кто-то в ослепительном свете огней жонглировал бесчисленным множеством бриллиантов и расстилал широкие полосы голубого бархата, на который сыпались сверху золотые блестки...».

1 051 copyНа вопрос о том, каждый ли может заниматься светоживописью, художественный руководитель театра отвечает так: «Если идет речь о личностных фантазиях конкретного человека, то они обычно интересны только ему самому, или, может быть, паре близких друзей, а если мы говорим о произведении искусства – то в своих фантазиях художник обязательно должен нести мысль».

Вместе с техническим прогрессом идея светомузыкального синтеза становится все более соблазнительной как для художников, так и для музыкантов. Предпринимается множество попыток воплотить поэму «Прометей» вместе со световым сопровождением. В галерее на большом экране были представлены различные видеоверсии этих воплощений. Иногда это механистическое оформление мелодии, связанное лишь с темпоритмическим строем музыки, иногда – лишь цветная подсветка архитектуры здания. Интересный опыт был поставлен в Казанском институте экспериментальной эстетики. Его исследователи создали светомузыкальную установку «Прометей» и с ее помощью, используя слайд-проекции картин Кандинского, исполнили поэму Скрябина «Прометей», кстати, впервые в бывшем Советском Союзе. Среди всего разнообразия вариантов в большинстве случаев эти попытки представляют собой чисто механическое оформление музыки и нисколько не воплощают скрябинскую идею синтеза искусств – Всеискусства. И самое главное – они не отражают философской программы «Поэмы огня», заложенной композитором в светомузыкальной мистерии.

1 069 1Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира. Он верил в преобразующую силу искусства, в творческую личность, способную создать новый, прекрасный мир.

Светоживопись уже не техническая новинка, а искусство

Но на современном этапе сам факт светомузыки или светоживописи уже никого не удивляет. Технические возможности сейчас намного опережают художественную мысль в этом направлении искусства. Поэтому необходим качественно иной подход, чем просто механическая трансформация музыки в цвет. Понимание необходимости создания светомузыки путем художественного творчества постепенно и повсеместно вытесняет эту идею.

В собственной композиции театр светоживописи не пытается слепо следовать идее Скрябина. Светохудожники создали собственное самодостаточное художественное произведение, их задумку Наталья Крюковская объясняет так: «Наша композиция называется «Поэма огня», мне очень нравиться именно такой литературный образ. С образом Прометея как мифологического персонажа в нашем произведении нет ничего общего. Мы говорим о создании мира из Хаоса, о возникновении космоса и о цикличности существования: мир рождается, существует и умирает в очищающем огне для обновления и возрождения. Кроме того, на сегодняшний день стремление исполнять «Luce» точно «по Скрябину» оправдывает себя чаще всего лишь в чисто историческом значении – как некая документальная реконструкция».

Перед зрителями рождался и умирал мир

1 071 1Свои картины участники театра рисуют на большом экране – таком, какой был установлен прямо в галерее. Светоживописная композиция каждый раз исполняется вживую, как пианист исполняет написанное композитором произведение. «Поэму огня» исполняли четыре художника: Александр Гук, Александра Овчинник, Воробьева Лилия и Ксения Чешко.

На экране вместе с музыкой возникали как абстрактные, так и вполне конкретные картины. Перед зрителями рождался и умирал мир. Из черноты первобытного Ничто возникало сначала сияние, потом солнце, потом горы, горы содрогались и горели в древнем огне, огонь был поглощен океаном. Мы были свидетелями рождения солнца. Все формы, возникающие на экране, двигались и перетекали вместе с музыкой Александра Скрябина.

Сама идея синтеза всех искусств в современном мире как никогда становится актуальной. Спектакли «Звук и свет», тотальный театр, тотальные инсталляции, светоживопись – все это конкретные практические реализации стремлений Александра Скрябина. Харьковский театр светоживописи не только экспериментирует в этом направлении, но и уже основал собственную школу светохудожников, где с самых юных лет можно научиться воплощать свои творческие замыслы в такой необычной форме, как светоживописный спектакль.

e-max.it: your social media marketing partner