foto


foto 61002, Україна, м. Харків, вул. Пушкінська 62 foto +380 (57) 700-26-62  foto info@cultura.kh.ua foto www.cultura.kh.ua


Рейтинг статьи:
( 4 шт. )

Организация и курирование выставочного процесса на примере выставки «Золотая»

Печать

Методический материал.

Тема: Организация и курирование выставочного процесса

на примере выставки живописи женского портрета харьковских художников «Золотая»

 

Сегодня выставочная деятельность является одной из наиболее актуальных сфер современной мировой экономики, культуры и развития общества. А художественные выставки помимо своей эстетической, культурной и в индивидуальных случаях философской миссии несут еще и важный фактор признания работ того или иного автора.

Одна из основных целей проведения выставки – выставка должна запомниться, оставить эмоциональный отклик, заставить задуматься о теме выставки, пробудить исследовательский интерес.

Для выполнения этой цели можно воздействовать на все органы восприятия человека: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, - через различные приемы использования выставочного пространства, инсталляций и перформенсов, в зависимости от возможностей и задач, которые ставит идея – главный фактор в курировании выставки.

Рождение идеи выставки

На этом этапе необходимо четко выделить цель выставки и зрительский контингент, на который рассчитана будущая выставка, так как средства эмоционального воздействия на школьников и на посетителей старшего возраста различны. Если выставка проводится в школьном музее, и ее посетители – в основном школьники, то колористическое решение выставки должно быть насыщенным. Это связано с биологическим восприятием цвета: в детском возрасте запоминается все яркое, красочное, дающее возможность развитию детской фантазии. И наоборот, если зрительский контингент старшего возраста, использование насыщенных цветов может вызвать раздражение сетчатки глаза, что способствует быстрому утомлению и отторжению выставки на подсознательном уровне. Если выставка рассчитана на разновозрастных посетителей, то здесь необходимо искать золотую середину, выделять при помощи цвета только наиболее значимые моменты выставки, при этом фоновый цвет стен должен быть нейтральным.

Выставка женского портрета «Золотая» рассчитана на различный контингент, так как экспонируется в галерее коммунального учреждения, и, прежде всего, направлена на популяризацию современного искусства и повышение культурного уровня жителей и гостей города и области.

Прежде чем родилась идея выставки «Золотая», ее организаторы проанализировали такие факторы как время года, перечень выставок в основных галереях Харькова и общую линию выставочной деятельности непосредственно галереи «Мистецтво Слобожанщини». Исходили из того, что выставка планируется в октябре 2013 года, в пору золотой осени, теплых дней бабьего лета, а портрет, редкий для выставочной деятельности нашего города и в целом интересный и сложный жанр в живописи, как нельзя лучше стал близок к теме выставки. Таким образом, возникла идея выставки «Золотая»: олицетворение осени в женском образе.

Изобразительное искусство на всех этапах своего существования неразрывно связано с репрезентацией женщины как объекта обожествления, поклонения, вожделения. Женский образ трансформируется во временных и стилистических рамках, но неизменно остается желанным для кисти художника и взора зрителя.

Феминное начало в большинстве культур мира традиционно связывают с плодородностью, мягкостью, переменчивостью, ветреностью, капризностью. Эти же черты характеризуют и осеннюю пору года. Женщина в глазах художника всегда остается непредсказуемой и прекрасной в своих проявлениях, как и осенняя стихия. Вечное желание понять женскую природу подарило миру бесценные образы – от Мадонны до Одалиски.

Экспозиция «Золотая» демонстрирует современное видение и понимание представителями разных поколений художников естественности, женственности и гармонии. Романтичная и резкая, спокойная и взволнованная, яркая и приглушенная осень, увиденная живописцами через разнообразные проявления в образах женщин, предстает перед зрителем, чтобы показать несокрушимую силу красоты.

Проект «Золотая» репрезентирует осень в стилистическом и колористическом разнообразии женских портретов, открывая дверь для встречи «золотого» периода в жизни природы.

Коммуникация с авторами и отбор работ

После четко сформировавшейся идеи начинается следующий этап в организации выставки. Существует несколько методов организации экспозиции:

1. Создание конкурсов с итоговой выставкой, в которых авторы решают участвовать и присылают фотографии работ с анкетами участников. После чего создается комиссия по отбору работ. Один из необходимых факторов для создания такого метода работы – это фактор времени.

2. Отбор и коммуникация куратора выставки с авторами через литературу, интернет и личные контакты. В случае использования такого метода возможный фактор – отсутствие времени.

3. Желание экспонирования выставки непосредственно автором, но при наличии качественных работ и интересной концепцией выставки.

При организации выставки «Золотая» использовался 2-й метод отбора авторов куратором через каталоги, интернет и личные контакты. После чего сформировалась плеяда авторов как уже с широко известными именами, так и начинающих: Юрий и Константин Савченко, Валерий Залищук, Василий Ганоцкий, Виктор Чаус, Нина Вербук, Александр Мосин, Олег Омельченко, Олег Станичнов, Сергей Кондратюк раскрывали дух осени через женские образы.

Рекламная деятельность по освещению информации о проведении выставки

После собрания информации об авторах, создания пресс-релиза, макетов афиш и пригласительных, аннотаций с биографиями авторов, по возможности, каталогов о проекте, информация рассылается следующими способами:

- электронная рассылка на адреса ВУЗов, музеев, культурных учреждений и др.;

- освещение информации на официальном сайте;

- освещение в социальных сетях;

- смс-рассылка;

- освещение на специализированных интернет-порталах;

- передача информации в СМИ для анонсирования;

- приглашение представителей СМИ на открытие выставки;

- разноска афиш и пригласительных;

- личные звонки.

Для каждого из пунктов необходимо создание списков, которые будут разделять приглашенных гостей и представителей СМИ по им присущим критериям.

Прием работ и монтаж экспозиции

Данная часть организации выставки делится на творческую и техническую. К технической относится правильное и внимательное составление актов приема-передачи и аккуратное и бережное отношение с предметами искусства, в данном случае, с полотнами, а также правильный монтаж.

К творческой же части относится непосредственно архитектурно-пространственная расстановка экспозиции для ее максимальной выразительности и передачи зрителю идеи выставки.

На этом этапе происходит обсуждение с авторами выставки, при необходимости, вносятся необходимые корректировки, художники по желанию вносят свои предложения по архитектурно-колористическому решению экспозиции:

1. Выбираются основные цвета выставки, их должно быть не больше трех. Два цвета основных, как правило, контрастных друг другу и один цвет дополнительный, нейтрального оттенка, но обязательно сочетаемый с основными цветами. Обязательно надо учесть сочетание выбранных цветов с колоритом выставочного зала, если, конечно, нет
возможности подобрать к каждой выставке свой тон стен. Цвета должны быть ассоциативно связанны с темой выставки.

2. В качестве фона экспозиции прекрасно могут служить и баннеры с
фотографиями, раскрывающими тему выставки, но нужно помнить, что баннер, служащий фоном для выставки должен быть достаточно бледным, желательно монохромным, так как фон не должен перебивать внимание зрителя, отвлекать зрителя от экспоната.

3. Выбирается путь выставки. Традиционно экспозиция строится по часовой стрелке, но если композиционное пространство не сочетается с этим путем, организаторы выставки вправе выбрать любой подходящий им путь построения композиционно-экскурсионного пространства выставки.

4. Определяются основные моменты выставки. Экспонаты, на которых необходимо заострить внимание. Существует несколько способов акцентирования внимания зрителя:

1) Выделение цветом. Экспонат можно поместить на более ярком фоне, или на фоне, контрастном по отношению к остальным экспонатам.

2) Выделение пространством. Можно отделить экспонат от остальных, оставив вокруг него свободного пространства больше, чем вокруг других экспонатов, тем самым подчеркивая его значимость.

3) Выделение светом. Экспонат освещается ярче, чем остальные предметы выставки.

4) Выделение объемом. Экспонат нужно приподнять над остальными либо утопить вглубь.

Организация открытия

Сложность такого мероприятия, как открытие выставки, заключается в том, что оно ограничено по времени и насыщено импровизацией из-за специфики направленности работы и человеческого фактора.

Главная задача, как для организаторов, так и для художников, - это создание позитивного настроения. Для достижения данного эффекта используется подходящая идее выставки музыка, приглашаются поэты, музыканты или танцоры, организовывается небольшой фуршет для более раскрепощённого общения, но важно не переутомить гостей, это, во-первых, а во вторых, не отвлечь от главного – от полотен, экспонируемых на выставке.

На открытии выставки «Золотая» известная поэтесса Лариса Французова прочла свое стихотворение «Сентябрь», специально написанное для открытия этой выставки в подарок авторам, играла приятная инструментальная музыка, был организован небольшой фуршет, что создавало теплое, осеннее, уютное настроение.

 

Выполнила: Лагутина В.А.

зав. отделом современного искусства

галерея «Мистецтво Слобожанщини»

 

 

e-max.it: your social media marketing partner