foto


foto 61002, Україна, м. Харків, вул. Пушкінська 62 foto +380 (57) 700-26-62  foto info@cultura.kh.ua foto www.cultura.kh.ua


Рейтинг статьи:

Прошла лекция на тему «Художественный процесс в Украине 1960-1980-х годов. Часть 2»

Пятница, 15 Января 2016 г. Комментариев: 0
Печать

 DSC 0002 1

12 января 2016 года в галерее «Мистецтво Слобожанщини» Областного организационно-методического центра культуры и искусства состоялась лекция Викентия Пухарева на тему «Художественный процесс в Украине 1960-1980-х годов. Часть 2: Обновление художественного языка» из цикла «Пространство и время украинского искусства (XIX-ХХ вв.)». Лектор – искусствовед Викентий Пухарев.

Важной отличительной чертой художественного процесса 1960–1980-х годов на Украине является обновление художественного языка, произошедшее главным образом в творчестве художников нового поколения, заявившего о себе в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Изменения в художественном языке отечественной живописи указанного периода повлекли за собой появление новых тем и героев.

Художники нового поколения, сурового стиля, наиболее последовательно отразили смысл перемен, происшедших в живописи. Наиболее заметными из художников этого круга были братья Смолины − Александр и Пётр, Николай Андронов, Павел Никонов, Виктор Попков, Виктор Иванов.

Совместные работы братьев Александра и Пётра Смолиных демонстрируют суровый романтизм характера, причем данная индивидуальная черта сливается с общей тенденцией искусства того времени к монументализации жизненных впечатлений. Их полотно «Полярники» (1961) в этом отношении весьма характерно. Изображение характеризуется отвлеченностью, внеконкретностью. Поэтому люди здесь воспринимаются как все пролетарии перед первым общим шагом в историю.

Павел Никонов в своем творчестве тоже придерживался проблематики сурового стиля, одновременно сочетая «мужественное, суровое восприятие действительности с лирическим, индивидуально-психологическим характером повествования». Одно из первых популярных полотен художника − «Наши будни» (1960). Это рабочие будни, изображение усталых рабочих, но при этом «истинную значительность и монументальность смысла обычных будней грандиозного строительства» автор выявляет художественными средствами − острыми, резкими пересекающимися ритмами, контрастами силуэтов, сдержанным колоритом.

Виктор Попков выделялся даже среди художников своего специфического круга гражданственной, творческой активностью. Его творчество отличается вечным беспокойством, отсутствием благополучия, самоудовлетворенности. Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х годов. В 1960 написана его известная «Строители Братска». Теме единения людей в труде посвящена картина «Бригада отдыхает» (1965), идее любви − «Двое» (1966), «Лето. Июль» (1969), «Мой день» (1968). Значительной серией в творчестве Попкова стал цикл, посвященный вдовам-солдаткам: триптих «Ой, как всех мужей побрали на войну» («Воспоминания», «Одна», «Северная песня», 1966-1968), написанный экспрессивно.

Виктор Иванов посвятил свое творчество деревне военных и послевоенных лет. В 1960-е он создает цикл «Русские женщины», соединив лирическое отношение к миру с четкой, ясной композицией. Вообще, обращение Попкова и Иванова к деревенской теме не случайно: многие живописцы 1960-70-х годов любили деревенскую жизнь за естественность и простую красоту.

Представителями сурового стиля являются также художники Юрий Щербатенко, Дмитрий Жилинский, Виктор Шаталин, Данило Довбошинский, Вилен Чеканюк, Юрий Сиротенко, Евгений Трегуб, Бенцион Вакс, Асхат Сафаргалин и многие другие.

Справка: Викентий Викторович Пухарев, искусствовед, художник-график, аспирант Харьковской государственной академии дизайна и искусств.

Наш адрес: Госпром, 4-й подъезд, 1-й этаж (вход со стороны площади Свободы). Тел. / Факс: (057) 717-10-40

Фотогалерея:

e-max.it: your social media marketing partner