Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo

Пряма онлайн трансляція

Національно-патріотичне виховання дітей та молоді

 

zbirka

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Новое видео

Просмотр видео

Календарь событий

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт http://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

Лаборатория исследований нематериального культурного наследия

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 2 шт. )

Попели веснянки, поводили хороводы, постучались пасхальными яйцами в фольклорной гостиной

E-mail Печать


фольклорна вытальняФольклорная гостиная, посвященная весеннему циклу народных праздников, «Нема ходу через воду...» состоялась 24 апреля 2014 года в Областном организационно-методическом центре культуры и искусства.

В центре города на улице Пушкинской перед зданием Областного центра культуры и искусства играли народные музыканты, а люди, одетые в традиционные слобожанские костюмы, танцевали польку: так участники коллектива «Муравский шлях» приглашали прохожих в фольклорную гостиную.

Галина Лук'янець, фольклорна вытальня«Весенние традиции слобожан сохранились в разных жанровых вариациях. Почти каждый эпизод весны воспетый особыми песнями. У нас на Харьковщине, начиная со Сретения, призывали («гукали») раннюю весну, водили хороводы на Масленицу и даже в Великий пост, - рассказала ведущая фольклорной гостиной зав. лабораторией исследований нематериального культурного наследия, заслуженная артистка Украины Галина Лукьянец. - Впоследствии девичьи группы из разных уголков села обменивались веснянками-насмешками, в середине весны звучали лирические веснянки о любви и будущей семейной жизни. Есть и специальные «вербные» веснянки, которые пелись на Вербной неделе, и весенние песни, охватывающие период от Пасхи до Петровского поста. Особую же роль выполняли и веснянки-игры, "парувальні веснянки", трудовые и другие».

alt"Голочільня" или волочебная песня

Открылась Фольклорная гостиная редкой старинной песней, которой слобожане приветствовали всех на Пасху, в исполнении фольклорной группы «Фарби» Харьковской государственной академии культуры (руководитель Галина Бреславец). Называлась такая песня "голочильня" или волочебная, которая завершалась традиционным «Христос Воскрес».

фольклорна вытальня«Хотя земля наша населена была не так давно, всего несколько столетий назад, переселенцами из разных уголков Украины и России, но она уже сформировала свою особую культуру, которая сохранила и вобрала в себя такое, что поется в других регионах нашей страны. А эта "голочільня" песня записана собирателем, известным композитором Ступницким в начале 20-го столетия, и сейчас она уже не поется», - рассказала Галина Лукьянец.

Каждое действие с началом аграрного нового цикла, сева, пахоты сопровождалась весенними песнями, обрядами, ибо каждый день был праздником, связанным именно с полевыми работами, от которых зависело состояние хозяев. Также весной воспевали молодость, красоту, были думы о любви, потому и природа возрождается, и расцветают в душе цветки любви. Коллектив «Фарби» исполнил красивую многоголосную песню в народной манере «Соловей-Канарей» и шуточную, под которую можно пританцовывать.

altПоиграли в детские догонялки

И все же эпицентром весенних действий является Пасха, с ней связано много песен и обрядов. В то время как взрослые на Пасху приходили друг к другу в гости, христосовались, разговлялись за щедрым столом, дети на полянке играли. Именно такие пасхальные детские старинные игры продемонстрировали в фольклорной гостиной участники Народного театра народной песни «Талица» Бабаевского СБК Харьковского района (руководитель Наталья Плотник). Этот коллектив воспроизводит русские традиции своего края.

фольклорна вытальня«Традиционно дети катали крашенки по желобкам, загоняли их в ямки битами, - рассказала Наталья Плотник. - А еще играли в специальные догонялки с крашенками».

Именно такие догонялки и продемонстрировали юные участники коллектива, привлекая в свои ряды зрителей. Сделали все так же, как в древности, когда разделялись на две равные по количеству участников команды, брали большие деревянные ложки, клали в них яйца, и бежали на определенное расстояние, которое отмерили и ставили там человека, те, кто бежали, должны были обежать эту живую отметку, и возвращались обратно, отдавали ложку с яйцом следующему участнику забега. Выигрывали те, кто быстрее завершит эстафету.

altКраснокутские дебютанты

А дальше в фольклорной гостиной также интерактивным способом с участием зрителей водили козла: дебютанты, молодые участники недавно созданной фольклорной группы «Воріття» Краснокутского РДК (руководитель Николай Пазич), которые решили обратиться к своим корням, повели по залу хоровод, напевая специальные веснянки.

«Весняночка, де ж твоя дочка, паняночка, десь у садочку шиє сорочку...», - именно так пели с древних времен во время вождения весеннего козла, чтобы был урожай и хозяева были сыты.

Спели краснокутцы и шуточные песни, в которых, в частности, было упомянуто и о варениках с собачьей шерстью.

В фольклоре сохранились и приметы , связанные с нечистой силой, которая донимала людей

alt«Вообще с варениками много было шуточных песен в наших народных праздниках, и на масляную варили вареники с сюрпризом. О собачьей шерсти - это не совсем шутка, на самом деле и шерстинку, и пепел в один вареник клали и смотрели, кому он достанется. С этим было связано много примет, в основном таких, которые свидетельствовали об общении с потусторонним миром. Ведьмы, домовые, другая нечистая сила вылезала, общалась с народом. И на Пасху была одна из таких возможностей разоблачить ведьму», - рассказала ведущая фольклорной гостиной.

В частности, в фольклоре сохранились различные способы выявить ведьму, о нескольких из них в лаборатории исследований нематериального культурного наследия Харьковского областного центра культуры и искусства есть архивные записи, сделанные в слобожанским селах. И сами эти рассказы, интонации, с которыми их рассказывали жительницы сел, ценные даже по содержанию того, о чем рассказывают.

Как дымилась луна со звездочками

altЕще одной особенностью выполнения веснянок, как подчеркнула Галина Лукянец, было то, что большинство из них исполнялись исключительно женщинами и девушками, даже если там были диалоги между мужчинами и женщинами. Женская часть фольклорной группы «Муравский шлях» ООМЦКИ (руководитель Заслуженная артистка Украины Галина Лукьянец) продемонстрировала особую манеру исполнения веснянок, открытыми звуками, которые были слышны на километры.

Дорослі ігри, фольклорна вытальняТолько в "парувальних веснянках" и в хороводных уже могли участвовать и мужчины, и ребята. Для Харьковской области характерны, в частности, такие хороводные веснянки, в которых провозглашалась пара, при этом ребята в сюжете песни выступали месяцами, а девушки - звездочками, и по ходу песни их спаривали, называя имена. Таким образом «спаривали» части тех, о ком было известно, что они встречаются, или только недавно поженились, но самым интересным было «спарить» тех, кто только тайком от широкой общественности начал встречаться или только симпатизирует друг другу.

Кроме детских игр на Слобожанщине традиционно были и молодежные, в которых сталкивались пасхальными яйцами, катали их с холма вниз таким образом, чтобы попасть в два яйца, положенные рядом в самом низу холма, да еще и разбить их. Были и спаривательные игры. Группа разбивалась на две команды, заранее условно разбиваясь на пары, причем два человека из одной пары должны были быть в разных командах, потом друг против друга выстраивались две шеренги и под специальные запевы бежали на встречу друг другу и выхватывали свою пару из другой команды. Проигрывала команда, со стороны которой оставалось один или два человека. В частности, такая игра была в Двуречанском районе, в селе Мечниково (сейчас Парасовка).

фольклорна вытальня

Странные романсы и баллады

«Для взрослых людей после Пасхи наступала возможность без запретов петь лирические протяжные слобожанские песни балладного и романсного типа. Считалось, что веснянки - это и не песни. А вот теперь можно было петь настоящие песни, которые брали за душу, - рассказала Галина Лукьянец. - Сначала, когда наш коллектив «Муравский шлях» только создавался, мы восхищались раритетным фольклором, старейшим, а впоследствии почувствовали радость и от исполнения более новых песен».

фольклорна вытальня«Муравский шлях» спел одну из таких песен, разученных недавно. Это слобожанский романс начала 20-го века с примитивной мелодией и странными словами: «По небу місяць, по небу ясний, по небу ясний, молодой, ой добре, добре, я це все знаю, що милий ходе до другой ... Ой надоїли мені цвіточки, то їх сади, то поливай, ой надоїли прокляті хлопці, то їх люби, то забувай... Ой, мамо-мамо, нащо ж зродила, а щастя-долі не дала. О, краще б, краще б була втопила як я маленькою була...»

Еще одним удивительным видом фольклора были древние сюжетные баллады о загадках, которые пели и весной как веснянки, и просто как лирические песни.

«В этих сюжетах девушка встречается или с парнем, или с разбойниками, и она должна была отгадать загадки, - рассказала Галина Лeкьянец. - Но это не просто загадки, они носили и сакральный характер, мол, отгадаешь загадку, значит откроешь тайну своей жизни, и тогда все у тебя будет хорошо».

И завершилась фольклорная гостиная вождением слобожанского весеннего козла. Да не простого, а очень запутанного.

«Собиратели фольклора, те, кто с 19-го века собирал и описывал этот вид фольклора, оставили данные о том, что существовали специальные движения, различные способы плетения хоровода. Все они описаны в книге собирателя Петра Иванова «Игры крестьянских детей Купянского уезда Харьковской губернии». Возглавлял движение козел. Кстати, козел - это символ плодородия, в дохристианские времена считался богом плодородия, сохранившимся в фольклоре, - говорит Галина Лукьянец. - Так вот хоровод заплетался, закручивался, и нужно было его распутать».

Следующие фольклорные гостиные планируется провести летом и осенью - к традиционным праздникам, присущим соответствующим временам года.

e-max.it: your social media marketing partner

Дневник экспедиций

Prev Next

Щоденник експедиції с. Вязова Краснокутського району Харківської області 1-5 лютого 1988 р.

  Щоденник експедиції с. В'язова Краснокутського району Харківської області 1-5 лютого 1988 р. Можн...

Подробнее

Бєлгородський район Бєлгородської області, 18-21 вересня 2012 р.

Фольклорно-етнографічна експедиція „Стежками Слобожанщини" по населенним пунктам Бєлгородської облас...

Подробнее

Борисівський район Бєлгородської області, 14-18 серпня 2012 р.

Фольклорно-етнографічна експедиція „Стежками Слобожанщини" по населеним пунктам Бєлгородської област...

Подробнее

м. Балаклія Харківської області, 24 березня 2011 р.

Експедиційний виїзд до м. Балаклія Харківської області Експедиційний звіт Лук'янець Г.В. 24 березн...

Подробнее

с. Петровка Золочевского района Харьковской области. 2 октября 2011

с. Петровка Золочевского района Харьковской области Экспедиционный отчет Лукьянец Г.В. 2 октября...

Подробнее

пгт. Котельва Полтавской области. 27-28 июля 2011

Экспедиция лаборатории исследований нематериального наследия 27-28 июля 2011 пгт Котельва Полтавско...

Подробнее

Фонотека

Prev Next

«Без кукілю, без мітлиці» (щедрівка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«Ішла Марія з монастиря» (колядка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«Меланія пребагата» (щедрівка) с. Киселі Первомайський район, Харківська область

Подробнее

«У віконця старенькая мати» (балада) с. Деревки Котелевський район, Полтавська область

Подробнее

«Та й понад нашим яром» (лірична) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Та й ішов козак дорогою» (балада) с. Михайлівка Котелевський район, Полтавська область

Подробнее

«Ой нема гірш нікому» (балада) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Ой на вої нарожденні» (колядка) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Не кропи мати водою» (весільна) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«А до мене вечірком» (жартівлива) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«А в нашого пана береза стояла» (щедрівка) с.м.т. Котельва, Полтавська область

Подробнее

«Славлено, преславлено» (весільна) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Смутний вечір, тихий ранок» (лірична) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Короваю, наш раю» (весільна) м. Балаклія, Харківська область

Подробнее

«Уже сонце котиться» (буряшна) с. Огиївка, Сахновщинський район, Харківська область

Подробнее

Нотации и тексты

Prev Next

"Уже сонце котиться" (буряшна) с. Огиївка, Сахновщинський район, Харківська область

Подробнее

"Ой, паночку наш, наш" (буряшна) с. Клюшниківка, Миргородський район, Полтавська область

Подробнее

"Ой чиє ж то козеня?" (жнивна) сел. Польова, Дергачівський район, Харківська область

Подробнее

"Ой люди люди вороги" (весільна) с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Горе ж тому а й лебедику" (лірична) с.Матяшівка, кут.Ліски, Полтавська область

Подробнее

"По той бік гора" с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Ой то й на горі" (колядка) с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Вітер віє..." с.В'язова, Краснокутський район, Харківська область

Подробнее

"Ой, сонце низенько" (весільна) с.Терни, Лубенський р-н, Полтавська область

Подробнее

"Ой, з-за гір, з-за гір вилітав сокіл" (козацька) с.Гоголеве (хут.Марченки), Полтавська область

Подробнее

"Лежить чумак" (чумацька) с.Матяшівка, Великобагачанський р-н, Полтавська область

Подробнее

"Ой рано куры запяли" (колядка) с.Журавлевка, Белгородский район, Белгородская область РФ

Подробнее

"На горі, горі, горіли огні" (колядка) с.Стригуни, Борисівський район, Бєлгородська область РФ

Подробнее

"Смутний вечір, тихий ранок" (лірична) м.Балаклія, Харківська область

Подробнее

"Славлено, преславлено" (весільна) м.Балаклія, Харківська область

Подробнее