Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

 
25 26 06 22
 
photo 2022 04 28
 
Культурно-мистецькі заходи на 2021 рік
  
Статут
 
graimo
  
folk
 

Нове у віртуальній галереї

 
graf
 

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)

war

A+ R A-
Рейтинг статьи:
( 4 шт. )

Рекомендации относительно участия в грантовых конкурсах (для начинающих)

E-mail Печать

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
относительно участия в грантовых конкурсах
(для начинающих)

1. Привлечение внебюджетных средств на развитие культуры

На сегодняшний день государственная стратегия развития культуры предполагает сочетание бюджетной поддержки культуры, направленной на развитие учреждений, на обновление их материальной и технологической базы со стимулированием благотворительности и меценатства.

«Благотворительная деятельность - добровольное личное и/или имущественная помощь в сферах образования, культуры и искусства, охраны культурного наследия, науки и научных исследований, не предусматривает получения благодетелем прибыли, а также уплаты какого-либо вознаграждения или компенсации благодетелю от имени или по поручению бенефициара» (Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 05.07.2012).

Бенефициар - приобретатель благотворительной помощи (физическое лицо, некоммерческая организация или территориальная община), который получает помощь от одного или нескольких благотворителей для содействия своим законным интересам в сферах образования, культуры и искусства, охраны культурного наследия, науки и научных исследований.

Благотворительность может осуществляться через меценатство или волонтерскую деятельность. Меценатство - это добровольная бескорыстная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими лицами приобретателей благотворительной помощи в сфере образования, культуры и искусства, охраны культурного наследия, науки и научных исследований.

Волонтерская деятельность - это добровольная, бескорыстная, социально направленная, неприбыльная деятельность, осуществляемая волонтерами и волонтерскими организациями путем безвозмездно выполненных работы и услуг.

Благотворители могут осуществлять свои намерения относительно материальной поддержки путем проведения грантовых конкурсов с целью избрания и дальнейшего финансирования наиболее удачных проектов.

Грант - это целевые средства, предоставляемые на безвозвратной основе некоммерческим организациям или физическим лицам на реализацию социальных проектов, благотворительных программ, проведения исследований, обучения, на другие общественно полезные цели с последующим отчетом об их использовании и результатами изменения ситуации.

Чаще выделение грантов происходит в ходе реализации грантовой программы. Грантовая программа - план действий по организации целевого финансирования проектов организации, подающей заявку на грант. Как правило, информация о грантовой программе распространяется через средства массовой информации, рассылка электронных сообщений, информационных писем.

Грантодатель - это отечественная или зарубежная благотворительная организация, предоставляющая грантовую поддержку конкретным проектам, которые соответствуют ее целям и задачам. Эта организация делает шаги по распространению информации о грантовых программах и дает о них наиболее полную информацию. Часто грантодателями являются благотворительные фонды, для выделения грантов получают финансовые средства от организаций и/или частных лиц, и принимают на себя обязательства по целевому их использованию. В соответствии с этими обязательствами грантодатель устанавливает определенные условия (правила) рассмотрения заявок и поддержки лучших из них.

2. Поиск грантовых программ

Для того чтобы принять участие в грантовой программе нужно найти открытые грантовые конкурсы, соответствующие направления деятельности вашей организации. Для этого зайдите на сайт «Культурная столица», найти баннер «Гранты, стажировки, конкурсы» (правый нижний угол) и нажав на него попадете на страницу отдела инновационных технологий социально-культурных проектов Областного организационно-методического центра культуры и искусства, которая содержит перечень открытых грантовых конкурсов в сфере культуры. Также можно зайти на сайт Областного организационно-методического центра культуры и искусства и через окно «Гранты, инвестиции» попасть на страницу отдела. В меню страницы надо найти рубрику «Открытые грантовые конкурсы», которая содержит информацию о грантовых конкурсах, в которых можно принять участие в настоящее время: условия участия, сумма гранта, конечный срок подачи заявки, форма и т.д.

Однако привлечь средства для нужд учреждений культуры иногда можно, приняв участие в грантовых программах, не предусматривающих предоставление благотворительной помощи именно клубам, библиотекам или музеям (например, программы связанные с энергосбережением, с повышением уровня жизни общества и т.д.). Учитывая это, есть смысл пересмотреть рубрику «Поиск грантодателей», содержащий перечень (в виде активных ссылок) информационных порталов, которые размещают информацию о начале различных грантовых программ и перечень благотворительных организаций, фондов, предоставляющих грантовую поддержку общественным организациям, органам местного самоуправления, культурным учреждениям и деятелям культуры.
Кроме того, информация об открытых грантовых конкурсах распространяется Харьковской областной универсальной научной библиотекой путем распространения «Дайджест», которые отправляются по электронной почте в отделы культуры и туризма райгосадминистраций и исполкомов городских советов, районных библиотек, музеев, клубов.

3. С чего начинать работу

Начинать грантовую деятельность лучше всего с участия в не слишком значительных по объему финансирования грантовых конкурсах. Условно можно планировать свою работу по следующей схеме:

- региональные или местные грантовые программы;
- гранты при посольствах;
- специальные программы «малых грантов»;
- совместные программы в рамках Евросоюза.

Сначала необходимо совершенно четко определить, для чего, для достижения какой цели или решения какой-либо проблемы  нужны средства. Затем, что конкретно необходимо (деньги, помещения, имущество, услуги). Где эти средства находятся, или, другими словами, у кого их можно попросить и как это сделать таким образом, чтобы достичь успеха. Цикл деятельности по привлечению ресурсов определяет последовательность ваших действий.

Первый шаг (потребности) - определение проблемы, формулировка ее актуальности, неотложности ее решения, планирование проекта (программы), составление бюджета.

Второй шаг (поиск источников недостающих ресурсов) - поиск грантовых конкурсов, цель и задачи которых совпадают с целью и задачей вашего проекта.

Третий шаг (обращение) - подготовка грантовой заявки с учетом требований соответствующего грантодателя, передачи этой заявки, контакт с представителями благотворительной организации (донора) и получения денежных средств или других ресурсов.

Четвертый шаг (результат) - информирование донора о достигнутых результатах, предоставления отчета. Выражение благодарности донору, анализ своей деятельности, планирование следующего проекта.

4. Подготовка грантовой заявки

Грантовая заявка - это обращение к благотворительной организации с предложением выделить средства для осуществления определенного проекта, которое оформляется в соответствии с требованиями грантодателя (как правило путем заполнения соответствующей аппликационной формы).

Проект - последовательное описание запланированных действий, которые будут выполнены для решения определенной проблемы и достижения конкретных результатов. Проект по которому составляется грантовая заявка всегда некоммерческий, то есть, не приносит прибыли.

Грантовая заявка обычно включает следующие разделы:

• аннотация,

• описание организации,

• постановка проблемы,

• цель проекта,

• задачи проекта,

• методы решения поставленных задач,

• календарный план (график),

• смета (бюджет),

• критерии оценки эффективности проекта,

• перспективы дальнейшего развития проекта.

Краткая аннотация содержит четкое и краткое описание сути заявки. Занимает пол страницы, максимум - страницу. Содержит по одному - два предложения, которые отвечают на вопросы: кто будет выполнять проект; почему и кому нужен этот проект; что получится в результате: как проект будет выполняться; сколько нужно денег.

Большинство рецензентов сначала читают только аннотацию, к ней же обращаются при рассмотрении заявки и в том случае, если возникают спорные вопросы и сомнения при обсуждении. Поэтому аннотация должна быть краткой, конкретной и выразительной. С каждого следующего раздела заявки в аннотацию должно попасть по одному - три предложения. Итак аннотацию лучше писать в последнюю очередь, когда все последующие разделы уже написаны. Это позволит в аннотации охарактеризовать проект с максимальной четкостью.

Описание организации содержит сведения об организации-заявителе: название, направления деятельности, цели и задачи, достижение, свидетельство о наличии уровня компетентности, достаточного для выполнения задач, оценка результатов прежних проектов (если были), прецеденты финансовой поддержки из других источников (если имели место ).

Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта, и как поставлена ​​проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя. Проблема - это отсутствие чего-то, что-то негативное, что приносит вред, то, что требует изменений. В этом разделе должна быть изложена конкретная проблема из жизни местных жителей или определенной их категории, которая будет решена с помощью проекта и убедительно доказано, что эту проблему можно решить в реальный срок с имеющимися ресурсами, потратив определенную сумму.

Цель проекта - это то, во имя чего осуществляется проект, общее описание предполагаемых результатов и ожиданий от действий по устранению негативного явления или его причин. Это высшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта (например, создание условий для организации досуга местных жителей).

При формулировке цели необходимо обратить внимание на то, чтобы она соответствовала целям конкурса и миссии организации и была направлена ​​на решение проблемы.

Задача - это конкретные результаты, которые нужно достичь в ходе выполнения проекта. Характеристика результатов поддается количественной оценке. Из этого раздела должно быть ясно, какие именно изменения произойдут в существующей ситуации (например, осуществление ряда мероприятий для обеспечения обогрева здания клуба и создание условий для проведения дискотек).

Методы решения поставленных задач - это описание того, каким образом будет осуществляться проект. В данном разделе должно быть достаточно подробно описаны виды деятельности (мероприятия), которые необходимо осуществить для получения желаемых результатов с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов (например, составными частями задачи по обеспечению обогрева здания станет замена окон, приобретение соответствующего оборудования и монтаж современной системы отопления , а создание условий для проведения дискотек предусматривает приобретение музыкального оборудования: микрофонов, усилителю звука, осветительных приборов).

Календарный план (график) работы предоставляет детальное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков (т.е. будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены, кто ответственен за каждый вид деятельности ). Существенным показателем в этом разделе является умение правильно распределить время на все этапы реализации проекта.

Смета (бюджет). Этот раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения запланированных мероприятий; отвечает на вопрос: сколько денег нужно от грантодателя, из каких источников будут получены все другие необходимые для выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены.

Бюджет может состоять из следующих разделов:

- оплата труда (заработная плата и гонорары, консультативные и контрактные услуги, помощи и налоги);
- основные прямые расходы (помещение и коммунальные услуги, аренда и покупка оборудования, расходные материалы, расходы и транспорт);
- косвенные расходы (стоимость износа основных фондов, амортизации капитального оборудования, оплата труда административных работников, общие коммунальные расходы: телефон, газ, электричество, лифт, антенна и др.).

Иногда фонды требуют, чтобы получатель гранта оплачивал часть проекта из собственных средств (например, 10 или 25%). Вклад можно сделать деньгами или своими ресурсами (если вы сами будете оплачивать работу сотрудника - это взнос деньгами, если работать будут добровольцы безвозмездно - то это использование собственных ресурсов). Работа добровольцев должно быть задокументирована так же как и оплачиваемая работа.

При составлении бюджета следует также предусмотреть расходы, связанные с выплатой налогов и другими обязательными отчислениями в госбюджет, а также комиссионное вознаграждение банка.
Бюджет должен быть подробным, четко разграничивать средства, полученные от донора и средства из других источников. Общая сумма должна быть реалистичной и достаточной для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.

Критерии оценки эффективности проекта. Из этого раздела должно быть понятно, как можно будет оценить в конце достиг ли проект своей цели: как будет контролироваться процесс выполнения проекта, какие показатели позволят оценить эффективность использования средств; в какой форме будет представлен отчет о проделанной работе и потраченных средствах. При написании заявки следует указать, будет ли проект оцениваться только организацией-заявителем, или предполагается проведение проверок, инспекций, экспертиз со стороны вышестоящих или сторонних организаций; как о результатах оценивания узнает донор, какие критерии должны быть использованы для оценки.

Перспективы дальнейшего развития проекта. Обычно грантодатели сначала хотят получить гарантию того, что деятельность по проекту, который они поддержали, будет продолжена и после окончания срока действия гранта. Главная мысль этой части заявки  как и за счет каких средств предполагается продолжать деятельность после окончания финансирования, полученного в рамках данного конкурса. Если организация имеет определенные договоренности, соглашения с другими организациями и структурам на продолжение деятельности, то их следует перечислить.

В дополнение к заявке обычно требуется предоставить определенный перечень документов, например:

- ксерокопия свидетельства о государственной регистрации или выписки о государственной регистрации;
- ксерокопия Решения о внесении организации (учреждения) в Реестр неприбыльных организаций (учреждений) или справка из ГНИ о присвоении кода неприбыльной организации, действующей на момент подачи проекта;
- резюме (краткую биографическую справку) руководителя проекта;
- письма поддержки от организаций и учреждений, которые выступят партнерами в реализации проекта, если такие указаны в аппликационной форме;
- дополнительные материалы, иллюстрирующие проект, если таковые уже существуют.

Среди характерных черт заявок были отвергнуты фондами нужно определить следующие:

- Цель проекта не соответствует приоритетам программы или конкурса грантов;

- Миссия организации не соответствует деятельности, заявленной в проекте;

- Организация не имеет опыта в данной области;

- Плохо разработан рабочий план выполнения проекта;

- Имеют место технические ошибки;

- Недостаточно деталей;

- Бюджет проекта не соответствует программной деятельности или значительно превышает реальные расчеты.

В то же время, среди характерных признаков успешных заявок можно определить следующие:

- Организация консультировалась с фондом на стадии разработки проекта и выяснила все непонятные моменты;

- Заявка точно соответствует всем требованиям фонда;

- Заявка хорошо проработана и написана, у экспертов нет вопросов;

- Из заявки видно, что организация хорошо знает проблему, целевую группу и имеет опыт работы в сфере, заявленной в проекте;

- Задачи четко сформулированы, конкретные, логические и поддающиеся измерению;

- Бюджет (смета) проекта реалистична и обоснована, расходы соответствуют программной деятельности.

5. Отношения между тем, кто предоставляет грант и тем, кто его получает

Отношения между организациями, предоставляющими гранты и организациями, которые получают - это отношения партнеров. Успешно выполненный проект помогает фонду, который предоставляет гранты, найти деньги на дальнейшее развитие своей благотворительной деятельности. Максимально искренние, корректные отношения с грантодателями помогут подготовить заявку и успешно выполнить проект, а затем получить опыт и значительно повысить шансы на получение следующих грантов любых источников. "Провалившийся" проект эти шансы заметно снижает  информация о проблемах грантополучателей распространяется среди грантодателей очень быстро.

Факт подготовки и отправки заявки вовсе не является гарантией получения гранта. Поскольку чаще гранты предоставляются на конкурсной основе, их получают организации, которые смогут этот конкурс выиграть. Считается, что эффективность деятельности будет нормальной, если будет профинансирована каждая десятая заявка (10%). Именно поэтому к подготовке заявок на гранты целесообразно относиться не как к разовой пробе пера, а как к постоянной деятельности по привлечению дополнительных ресурсов для развития организации. Такая деятельность называется английским словом фандрайзинг (фандрейзинг) и включает в себя не только подготовку заявок на гранты, но и привлечения материальных ресурсов из других возможных источников.

Если вы отправили заявку и в ответ получили от грантодателя много вопросов, значит ваша заявка продолжает конкурсную борьбу. На все поставленные вопросы нужно ответить подробно и оперативно. Если же вы получили сообщение о том, что ваша заявка не прошла по конкурсу, попробуйте уточнить мотивы отказа и учесть их в дальнейшей работе.

В случае получения уведомления о победе в конкурсе, скорее всего, предстоит заключить договор с грантодателем и строго его придерживаться.

e-max.it: your social media marketing partner