Харьковский областной организационно-методический центр культуры и искусства

logo ms rus

Terreidos
 
Святовид
 
Закодоване щастя
 
III Регіональний фестиваль – конкурс  вокального мистецтва «Душі криниця»
 
Статут
 
folk
 
Основні культурно-мистецькі заходи КЗ «Обласний організаційно-методичний центр культури та мистецтва» на  2020 рік
 

Новое в виртуальной галерее

Новая фотогалерея Центра

 

Ближайшие события

Нет событий

Календарь событий

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Все материалы на данном сайте предназначены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования.
Разработка и сопровождение сайта: AnisLogo
Перепечатка публикаций разрешается только при размещении прямой ссылки на сайт https://www.cultura.kh.ua

Українська моваРусский языкEnglish (UK)
A+ R A-
Рейтинг статьи:

«Властелин колец» – отражение своего времени или выдумка Толкиена?

E-mail Печать

Dmitry Badaev - VlastelinKolec25 сентября 2014 года в галерее «Мистецтво Слобожанщини» областного центра культуры и искусства прошла очередная лекция историка Дмитрия Бадаева, посвященная самому известному произведению Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец». Лектор раскрыл особенности героев книги, которая оказала мощное влияние не только на литературу в жанре фэнтези, но и на культуру ХХ века в целом.

Первая половина ХХ века оказалась одной из наиболее драматических периодов в истории человечества. События мировых войн сильно повлияли на формирование новых способов высказывания в искусстве. Исследователи наследия Толкиена предполагают, что творчество писателя пронизано отсылками к реальности, в которой он жил. Очевидна параллель с событиями 30-40-х годов, когда весь мир столкнулся с мощью всепоглощающего зла. Соответственно, популярна версия о том, что Война Кольца является аллегорией Второй мировой войны, а Мордор – Германии. При этом стоит отметить, что сам Толкиен публично всячески отрицал аллегоричность своих произведений, а возможные интерпретации относил только к личному опыту читателей.

Dmitry Badaev - Tolkien photo«Я должен кое-что добавить по поводу множества теорий и догадок, которые я услышал или прочитал о мотивах и смысле истории. Основным мотивом было желание рассказчика попробовать написать по-настоящему длинную историю, способную надолго удерживать внимание читателей, развлечь их, доставить удовольствие или вдохновить... Что касается разного рода подтекста, вложенного автором: его нет. Книга не является ни аллегорической, ни злободневной. Многое можно додумать, согласно вкусам любителей аллегорий или ссылок на реальную действительность. Но я испытываю и всегда испытывал искреннюю неприязнь к аллегории во всех проявлениях – с тех самых пор, как стал достаточно стар и внимателен, чтобы её замечать», – писал Дж. Р. Р. Толкиен в предисловии к одному из изданий «Властелина колец».

Dmitry Badaev - Frodo photo«Хоббит Фродо: в одиночку против Зла»

Фродо – один из главных героев трилогии Толкиена. Он является позитивным персонажем, но вызывает вопросы у современников автора. Фродо оказывается героем поневоле, так как становится хранителем Кольца Всевластия по наследству от своего дядюшки Бильбо. Толкиен нарушает эпическую однозначность этого героя противоречивым сочетанием героизма со здравомыслием.

«Автор представляет абсолютное Зло и Добро как объекты реальности. Фродо олицетворяет человека как такового, который не выбирает свое предназначение бороться со Злом, но на своем пути он обретает знание о Добре и постигает Зло, – говорит Дмитрий Бадаев. – В течение всей истории рядом с Фродо присутствует преданный ему Сэм. Это образ пролетария, рядовых солдат Первой и Второй мировой войны. Сэм – это резонер, своей речью он высказывает позицию автора, он его рупор».

Фродо и его друзья были объявлены героями и удостоены великих почестей. По возвращении в Шир Фродо принял участие в восстании хоббитов против захвативших страну разбойников под предводительством Сарумана. После чего он поселился вБэг-Энде и дописал Алую Книгу — хронику Войны Кольца, начатую Бильбо. В финале Фродо вместе с дядюшкой Бильбо уходят в Заокраинный Запад, ибо «кто-то ведь должен погибнуть, чтобы не погибли все». Мирные дни и классический для западной культуры «happy end» во «Властелине колец» не наступают.

Dmitry Badaev - Gendalph photo«Гэндальф и миссия Хранителя»

Гэндальф – это архетипичный персонаж мудрого волшебника. Подобных персонажей можно встретить в разных мифологиях мира, наиболее близки аналогии со скандинавским и британским фольклором, специалистом в которых был Толкиен. В свою очередь, образ Гэндальфа повлиял на образы позднейших персонажей в жанре фентези. После громкого успеха «Властелина колец» в конце 1960-х годов этот персонаж приобрёл культовый статус.

Персонаж Гэндальфа сложный и полифункциональный. Он взял на себя ответственность противостоять силам зла 3-й эпохи. Маги, к которым относится Гэндальф, способствовали единению добрых сил в процессе борьбы с тьмой. Он стремится избегать конфликтов и не проявляет желания обладать властью. Он присоединился к освободительной борьбе народа Рохана против орков. Среди его задач было сохранение баланса сил, уничтожение Кольца Всевластия и поддержание Мира.

Dmitry Badaev - Vrata Vlastelin Kolets«Коллективный герой»

Характерной чертой для литературного творчества Толкиена стало то, что, например, части рельефа местности (горы, леса) обладают определенной самостоятельностью, а абстрактные понятия зла, добра и мира также становятся действующими героями, а не просто идеями.

«Образ Кольца – это образ соблазна, который особенно актуальным стал в современной культуре, где существует множество видов власти – информационная, энергетическая, военная  и так далее», – отмечает Дмитрий Бадаев.

 

 

e-max.it: your social media marketing partner